Российские операторы сотовой связи обещают искоренить такое явление, как «левые» сим-карты. Сделать это их обязывает закон. При этом ни один из операторов «большой тройки» не готов назвать даже приблизительное число таких «симок». «Мойка78» решила выяснить, как появляются такие сим-карты, чем они опасны, и можно ли решить связанные с ними проблемы.

Летом этого года вступают в силу поправки к закону «О связи», согласно которым операторы сотовой связи должны проверить подлинность данных, которые указывали покупатели сим-карт. «Мойка78» решила выяснить, сколько таких «симок» есть в Петербурге, и как члены «большой тройки» собираются оценивать степень достоверности информации в договорах на их покупку.

Продажа сим-карт «с рук» у станции метро «Площадь Восстания». Фото: Мойка78

В северо-западном филиале «Мегафона» запрос нашего издания проигнорировали. Из МТС пришел шаблонный комментарий, который представители компании разослали и другим СМИ.

«Нововведение потребует доработки уже существующего биллинга, но не окажет влияния на своевременность оказания услуг связи», — заявили в компании.

При этом вопрос о возможном числе «левых» сим-карт в Петербурге или по России в целом остался без ответа.

В свою очередь компания «ВымпелКом» (бренд Beeline) сообщила, что уже начала обзванивать своих клиентов.

«В отношении лиц, по которым есть подозрение о недостоверности данных, уже начался обзвон с предложением прийти в офис и верифицировать свои данные. Установить достоверность этих сведений можно с помощью одного из документов, удостоверяющих личность, электронной подписи или с помощью единого портала государственных и муниципальных услуг или информационных систем государственных органов», 

— рассказали «Мойке78» в компании.

Представитель «ВымпелКома» уточнил, что проверка подлинности информации может проводиться при, например, обращении к оператору органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Возможное число «левых» сим-карт на территории Петербурга в компании не сообщили.

Продажа сим-карт «с рук» у станции метро «Площадь Восстания». Фото: Мойка78

«Каждый год в России операторы продают примерно по 100 млн новых СИМ-карт. Невольно возникает вопрос, кто является их покупателем, если у всего населения России уже давно есть СИМ-карты? Лично я последний раз покупал СИМ-карту лет 7 назад, и за это время не было ни одной причины, по которой мне бы потребовалась вторая. Ответ на этот вопрос простой – продажа СИМ-карт для топ-менеджмента сотовых компаний — это источник бонусов и прочих материальных радостей», 

— рассказал «Мойке78» Борис Горлин, основатель проекта 3Gspeed, специализирующегося на оценке качество мобильной связи.

Информацию о том, что «симки» покупают сами сотрудники компаний-операторов или их партнеры, нашему изданию на условиях анонимности подтвердили центре продаж одного из операторов «большой тройки».

Инфографика «Мойка78»

Схем, объяснил собеседник издания, может быть несколько. Например, оператор отдает партию «симок» на реализацию стороннему дилеру. У него их регистрирует на себя и выкупает некая подставная компания.

Впоследствии такие карточки либо продаются на улицах, либо могут использоваться в криминальных целях.

Продажа «левых» сим-карт. Фото: интернет-доска объявлений

Еще один вариант — продавцы сами выкупают «симки».

«Некоторые продавцы иногда стараются ради премии выполнить норму, и по продажам сим-карт в том числе. Получается, что купить самим и получить премию — выгоднее, чем не получить премию просто», 

— рассказал собеседник издания.

По его словам, такие сим-карты с равной долей вероятности могут попасть в мусорную корзину или на черный рынок.

«Есть определенный план по продажам, который надо выполнять. Эта деятельность традиционно непрозрачная и нередко с оттенком коррупционной составляющей, ведь за «продажи» и розница получает от операторов хорошие бонусы. Поэтому на кого записываются «продаваемые» СИМ-карты в объеме по 100 млн в год, и где они находятся физически – по большому счету тайна, покрытая мраком», — рассказал Борис Горлин.

В результате недобросовестные граждане (а порой и настоящие террористы) получают возможность вести анонимные переговоры.

Продажа сим-карт «с рук» в Петербурге. Фото: Мойка78

Есть и другая сторона медали. Например — купил добропорядочный гражданин по незнанию «левую» сим-карту. А она зарегистрирована на постороннего человека, который совершил преступление. Правоохранительные органы начинают искать злоумышленника, а находят невиновного человека, который отдувается за чужие грехи…

«Пока сотовые операторы будут продолжать «раздувать» объемы продаж, а топ-менеджмент получать за это бонусы и повышения по службе, в операторских базах всегда будут «мертвые души» и «левые» абоненты. Но проверить, на кого записаны СИМ-карты, и вычистить базы сложно не только потому, что мало кто в операторских компаниях в этом заинтересован. Есть и более объективные причины. Например, с некоторыми странами у наших правоохранительных органов не налажен обмен информацией, и когда мигрант из такой страны как бы покупает СИМ-карту в России, проверить, существует ли действительно такой человек, в своей стране не представляется возможным», 

— считает Борис Горлин.

Продажа «левых» сим-карт. Фото: интернет-доска объявлений

Он добавил, что формально — все данные в договорах на покупку сим-карты подлинные. «Можно даже не проверять. Даже когда делаются «левые» продажи в базы данных, вбиваются реальные паспортные данные каких-то людей», — резюмировал эксперт.