Фаланга пальца возрастом почти 90 000 лет, найденная в пустыне Саудовской Аравии, может радикально изменить представление о том, когда и как люди покинули Африку.

Находка — самая древняя человеческая окаменелость, обнаруженная за пределами Африки и Леванта (область, охватывающая Восточное Средиземноморье, включая Израиль). Ее нахождение в этой местности говорит о том, что ранние люди выбирали совершенно другие маршруты из Африки, чем считалось ранее.

До сих пор многие ученые полагали, что люди покинули Африку около 60 000 лет назад, а затем передвигались по береговой линии, живя за счет морских ресурсов. Ископаемый палец размером 3,2 сантиметра в длину, найденный в дали от берега почти в центре современной пустыни Нефуд, опровергает эти гипотезы. Окаменелость обнаружил палеонтолог Саудовской геологической службы в 2016 году. Визуальный анализ показал, что окаменелость принадлежит Homo sapiens.

Почти полтора года потребовалось ученым, чтоб повредить этот вывод, а также установить возраст доисторического пальца. После исследований, проведенных с помощью компьютерной томографии и сравнения окаменелости с человекоподобными пальцами обезьян и других видов ископаемых людей, в частности, австралопитеками и неандертальцами, исследователи подтвердили, что палец человеческий. Кроме того, был установлен и возраст кости — около 88 000 лет.

«Вероятно, кость пальца принадлежала взрослому, но неясно, мужчине или женщине. Кроме того, поскольку кость минерализована в ископаемое и находилась в засушливой среде в течение тысяч лет, у нее, вероятно не сохранилось ДНК»,

— отмечают исследователи.

Аль-Вуста  сегодня  — часть пустыни, но около 85 000 лет здесь располагалось пресноводное озеро, в котором обитали многие виды животных, в том числе африканские. К примеру, на этой территории были обнаружены окаменелые кости бегемотов, Пелорови (ныне вымерший род дикого скота) и Кобус (род африканской антилопы).

Кроме того, исследователи обнаружили и 380 каменных орудий, изготовленные человеком. Их возраст пока не установлен, но ученые предполагают, что древние инструменты могут быть даже старше окаменевшего пальца. Находки позволяют предположить, что у озера Аль-Вуста могли жить группы охотников и собирателей из десятков человек.

По мнению ученых, 85 000 лет назад Аравия изобиловала  заливными лугами, а также многочисленными реками и, вполне возможно, сюда мигрировали многие африканские животные. За ними последовали охотники и собиратели. Они прошли вдоль южной оконечности Красного моря через пролив Баб-эль-Мандеб.

В течение многих периодов позднего плейстоцена уровень моря был значительно ниже современного. Это позволило людям пересечь пролив и добраться до Аравийского полуострова.

«Находка вместе с другими находками за последние несколько лет предполагает, что, Homo sapiens, много раз выходили из Африки во время многих окон возможностей за последние 100 000 лет»,

—  считают исследователи.

Исследование было опубликовано в журнале Nature Ecology & Evolution .