Петербургский городской суд оставил в силе меры пресечения, избранные в отношении руководителей непризнанной в России Саентологической церкви, которую следственные органы осторожно именуют религиозной группой. 

Мужчины сидят, женщины — дома

Интересно, что выбор этих самых мер пресечения произошел по гендерным признакам. Женщины из числа обвиняемых находятся под домашним арестом, а мужчины — в СИЗО.

Женщины — это исполнительный директор религиозной организации Галина Шуринова, начальник отдела по официальным вопросам Анастасия Терентьева и администратор Констанция Есаулкова. Мужчины — непосредственный, по мнению следствия, лидер петербургских саентологов Иван Мацицкий и главный бухгалтер религиозной группы Сахиб Алиев. 

Обвиняются же они в незаконном предпринимательстве и участии в экстремистском сообществе. Кроме того, не так давно пресс-служба Управления ФСБ России по Петербургу и Ленинградской области распространила информацию, что в отношении одного из руководителей возбуждено новое уголовное дело по отмыванию денежных средств.

«Один из лидеров петербургских саентологов совместно с неустановленной группой лиц осуществил действия, направленные на легализацию 17 миллионов рублей из 140 миллионов, полученных наличными от незаконной предпринимательской деятельности»,

— сообщало ведомство.

А эта информация, в свою очередь, была распространена через 9 дней после того, как в помещениях «Саентологической церкви Cанкт-Петербурга» прошли обыски, и с шестью адептами религиозной группы были проведены очные ставки для установления фактов по делу о незаконном предпринимательстве, возбуждении ненависти или вражды, а также унижении человеческого достоинства, которые по мнению сотрудников УФСБ продолжают происходить в среде поклонников запрещенного учения Хаббарда.

«Мойка 78» спросила руководителя правозащитного объединения «Команда 29» Ивана Павлова, не связано ли такое упорство следствия и судов в сохранении избранных в отношении обвиняемых мер пресечения с новыми обстоятельствами дела.

Отказались от отказа от жалобы

«Мойка 78»: Почему людей, по сути не опасных, продолжают держать под стражей? Из-за нового дела?

Иван Павлов: Вы знаете, нам следствие не докладывает. Но думаю, таковы реалии нашего времени.

«Мойка 78»: Сегодня горсуд оставил в силе арест Алиева. Почему? Ведь его уже отпускали и он не сбежал.

Иван Павлов: Да, совершенно верно. Ему уже меняли меру пресечения. Тогда суд отпустил его под домашний арест. Прокуратура вела себя очень странно. Она сначала обжаловала изменение меры пресечения, потом отказалась от жалобы, а потом отказалась от отказа от жалобы. Какая-то неустойчивая позиция государства. Так вот, Алиев под домашним арестом провел больше месяца. А потом его снова заключили под стражу.

«Мойка 78»: Следствие боялось, что сбежит?

Иван Павлов: Мы и говорили на суде, о том, что такие подозрения могут быть применимы к человеку, который не менял место отбывания меры — отправили его  в СИЗО, он там сидит, и можно предположить, что отпустишь его, а он сбежит. Алиев имеет положительные характеристики. Он не нарушал режим, установленные домашним арестом ограничения. За ним наверняка наблюдали… Не только инспекторы ФСИН. Дело же ведет ФСБ. Вы думаете, оперативники одной из самых мощных спецслужб мира в случае даже попытки Алиева сделать что-то неправомерное не забросали бы следствие рапортами? Но следователь не принес на суд никаких подтверждений потенциальной неблагонадежности Алиева. 

Подавляющие личности

По данным следствия, с 2013 по 2016 год «Саентологическая церковь Петербурга», не имея регистрации в качестве юридического лица, получила за оказание своих услуг в виде лекций и образовательных семинаров более 276 миллионов рублей, которые перечислялись на подконтрольные банковские счета руководства.

Что касается унижения человеческого достоинства, то оно, как считают в Управлении ФСБ России по Петербургу и Ленинградской области, заключается в том, что некоторых членов «Саентологической церкви» объединяли в социальную группу под названием «Источники неприятностей». В отношении них выпускались так называемые «этические приказы», которыми провинившимся адептам запрещалось участие в одитинге — это важнейшая духовная практика в саентологии. Также, по версии следствия, люди не лояльные к этой религиозной организации или переставшие быть лояльными к ней, объединялись в социальную группу «Подавляющие личности», в отношении которых со стороны адептов церкви допускались любые действия, в том числе травля и унижение.

По версии следствия, лидером «Саентологической церкви Санкт-Петербурга», а также руководителем преступной группы из обвиняемых и других пока неустановленных ее участников является Иван Мацицкий.

«Мацицкий координирует деятельность группы и распределение денежных средств, которое непосредственно осуществляла юрист Констанция Есаулкова», — заявлял следователь на судах по продлению и обжалованию мер пресечения.

Мацицкий же заявляет,  что не является духовным и административным лидером саентологов, что у него уже больше полутора лет нет таких полномочий, но что он лишь «исполняет некоторые обязанности».