Нелегальные косметологические центры не первый год уже портят жизнь и здоровье петербуржцев, желающих скорректировать свою внешность за небольшие деньги. Особенно актуальна эта проблема весной и во время финансового кризиса. Как ее можно решить и можно ли вообще — разбиралась «Мойка78».

Существующий ныне рынок косметологических услуг в России в целом и в Петербурге в частности — на 60-70% «серый», полагает Сергей Спицын, кандидат медицинских наук, заслуженный врач РФ.

«Операции в основном делают в клиниках, в лицензированных. И там этот процент очень низкий. Но использование таких препаратов, как ботокс, который производится только на одном заводе в мире, различных филеров (препаратов для терапевтической косметологии) — это рынок процентов на 70 серый», 

— рассказал Сергей Спицын.

Сегодня, по словам экспертов, косметологические процедуры делают как в лицензированных клиниках, так и в салонах. Сотрудники этих салонов зачастую не имеют специального образования.

Кроме того, некоторые жители Северной столицы, желая сэкономить, обращаются к совсем уж подозрительным «специалистам», которые работают на дому.

«Достаточно большой поток сейчас идет пациентов на коррекцию проблем, которые они получают, делая какие-то процедуры на дому», 

— рассказала Мария Дериглазова, главный врач сети косметологических клиник «Милано».

По ее словам, поток жертв подпольной косметологии есть всегда, однако в некоторые периоды он заметно усиливается. «Сейчас это, видимо, связанно, во-первых, с финансовой ситуацией, во-вторых, с весенней ситуацией», — пояснила собеседница «Мойки78».

По оценкам Дериглазовой, около 30% желающих сделать косметическую процедуру в Петербурге обращаются в нелицензированные салоны или к домашним «специалистам».

В результате использования некачественных препаратов и ошибок неквалифицированных специалистов петербуржцы вынуждены по-новой обращаться к уже нормальным специалистам — чтобы исправить внешний вид, либо к врачам — чтобы восстановить подорванное здоровье.

«Чаще всего приходят пациенты с жалобами на результаты процедуры, которые их не устраивают в силу разных причин. Это могут быть какие-то реакции на введение контрафактного препарата. Или это может быть просто неграмотно сделанная процедура неподготовленным специалистом», — рассказала Ольга Арбекова, главный врач отделения косметологии клиники «Атрибьют».

Она подчеркнула, что косметологические процедуры считаются медицинскими и выполнять их должен только квалифицированный эксперт. В противном случае возникают неприятные последствия.

«Процент осложнений у этих процедур, произведенных вне медицинских учреждений, он достаточно высок. Мы все с вами видели физиономию Ющенко (Виктор Ющенко, экс-президент Украины — прим. ред.) искореженную. Недавно нам рассказали, что это последствия неправильно проведенной мезотерапии. Профессионалы об этом знали семь или восемь лет назад», 

— рассказал Сергей Спицын.

Векторный лифтинг филлером на основе Гиалуроновой кислоты: укрепление, омоложение и увлажнение кожи, мощная стимуляция синтеза коллагена и эластина, лифтинг и сглаживание неровностей рельефа лица, если требуется: придание объема нужной, области, разглаживание мелких и глубоких морщин👌🏻💉 #векторныйлифтинг #биоармирование #гиалуроноваякислота #лифтинглица #средняятретьлица #ювидермволифт #ювидермволюма #косметологспб #дериглазова #филлеры

Публикация от Мария Сергеевна Дериглазова (@dr.maria_sergeevna_deriglazova)

[/quote_line]

Медицинские специалисты рекомендуют перед началом процедуры ознакомиться с документами клиники, прочитать отзывы. Если же процедура уже сделана, а результаты не вызывают радости, следует обратиться к врачу — чтобы избежать совсем уж негативных последствий.

Вместе с тем юристы советуют направить жалобу в надзорные органы.

«С целью защиты прав, нарушенных в результате оказания косметических процедур ненадлежащего качества, а тем более повлекших причинение вреда здоровью, потребителю следует обратиться с жалобой в исполнительные надзорные органы Росздравнадзор и Роспотренбнадзор», — рассказала «Мойке78» Дарья Шипицына, член Ассоциации юристов России.

По ее словам, на основании жалобы надзорные органы проведут проверку, которая позволит установить факт причинения вреда здоровью клиента сотрудниками косметического салона.

«Однако самым эффективным способом защиты нарушенных прав и возмещения вреда является подача искового заявления в суд. Бремя доказывания по данной категории споров возложено на сторону ответчика. Это означает, что отсутствие кассового чека, договора или иного документа не является препятствием для использования механизма судебной защиты. Далее «головная боль» переходит к косметическому салону, поскольку теперь ему предстоит не только собрать и представить доказательства, но и убедить судью в обратном», 

— отметила Дарья Шипицына.

Кроме того, клиент косметологического салона может обратиться в правоохранительные органы, зафиксировав в официальном медучреждении состояние здоровья (нанесенный ему ущерб).

«На основании заявления сотрудники правоохранительных органов возбуждают уголовное дело в отношении как физического лица, непосредственно выполнявшего косметические процедуры, так и юридического лица, которое предоставляет услуги. Пострадавший в это время лично либо через представителя может обратиться с гражданским иском о возмещении вреда», — пояснила член Ассоциации юристов России.

Добавим, что теневой рынок косметологических услуг создает проблемы не только для клиентов таких заведений, но и для добросовестных участников рынка.

«Существует очень большое количество косметических салонов, которые не имеют медицинских лицензий, на дому — естественно, никаких налогов с этого не платится, цена на их услуги значительно ниже того, что сформировано на рынке», — рассказал Сергей Спицын.

По его словам, решить эту проблему можно двумя способами. Во-первых, информируя граждан о вреде, который им могут нанести неквалифицированные «специалисты».

«Второй путь — это репрессивный аппарат налоговых и правоохранительных органов. Потому что все эти люди (серые косметологи — прим. ред.) работают в открытую, размещают рекламу», — пояснил Сергей Спицын.

Кроме того, необходимо перекрыть канал доставки в Россию нелегальных препаратов. Сейчас они в основном поступают в нашу страну из Америки, Европы и Китая.

«Мы использовали некоммерческую организацию «Медицинская палата Санкт-Петербурга» (для борьбы с потоком таких препаратов). Я сам лично составлял письмо, подписывал в адрес производителя в Америку, на завод, с просьбой не продавать препараты нелицензированным организациям», — сказал врач.

Однако американцы решили не вмешиваться, заявив, что это внутренняя проблема России.

«Здесь, конечно, без таможни не обойтись. Вы сами летаете самолетом и знаете, что когда вы сдаете чемодан, там видно, что в нем лежит. Если там лежит что-нибудь не то, служба безопасности сообщает на таможню. Когда человек везет чемодан ампул, понятно, что он везет не для личного пользования», — резюмировал Спицын.

К слову, эту проблему частично могут решить санкции. Ранее в Госдуму были внесен законопроект о запрете на ввоз в Россию американских препаратов. Как уже писала «Мойка78», под запрет может попасть силиконовая грудь. А вместе с ней и косметологические препараты.

Между тем Комитет по здравоохранению Петербурга полагает, что решение этих проблем — не в его полномочиях. В пресс-службе ведомства на вопрос корреспондента «Мойки78» , что же делать пострадавшим петербуржцам, предложили обращаться в прокуратуру.