У губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко появилась новая головная боль. В кратчайшие сроки он должен консолидировать на своей территории работу пяти десятков компаний из мусорной сферы. В случае неудачи его, по-видимому, ждет повторение дурнопахнущего волоколамского скандала.

В Ленинградской области на днях выбрали регионального оператора по обращению с бытовыми отходами. Этот статус на ближайшие десять лет получила компания, по слухам связанная со структурами «Банка Санкт-Петербург», — АО «Управляющая компания по обращению с отходами» (УКООЛО).

Эта фирма руками своих контрагентов будет собирать, транспортировать и перерабатывать весь мусор на территории области. Цена вопроса — 25 млрд рублей за десять лет.

Аналогичный процесс — выбора своего мусорного оператора — сейчас полным ходом идет в Московской области. Там всю территорию разделили на семь участков и раздали их потенциальным операторам — попробовать свои силы.

Естественно, среди будущих операторов сразу же появились недовольные, те, кому не достались выгодные участки. Вскоре после этого в Волоколамске, Клину, Балашихе, Троицке, Коломне, Наро-Фоминске и других городах начались акции протеста.

Тысячи людей вышли на улицы с требованием ликвидировать мусорные полигоны и запретить строительство мусоросжигающих заводов. Результатом стали увольнения чиновников, в частности, главы Волоколамска.

В Ленобласти выборы мусорного оператора уже завершились — без особых происшествий. Нет, акции протеста, конечно, были, но не столь масштабные и резонансные.

Между тем на конкурс по выбору мусорного оператора в итоги заявился только один участник — УКООЛО, который и стал победителем. Однако другие интересанты никуда не делись.

В 2017 году о претензиях на областной мусор заявляли структуры «Ростеха» Сергея Чемезова и многие компании поменьше. В их числе, например, ХК «Созвездие Водолея» и ООО «Полигон ТБО».

Интересовался областным мусором и Андрей Березин, совладелец инвестгруппы «Евроинвест». В конце прошлого года в интервью «ДП» он рассказал, что планировал войти в эту сферу, однако, узнав о намерениях банка «Санкт-Петербург», отказался от своих планов.

После драки, как известно, кулаками не машут, однако можно ведь устроить новую драку. УКООЛО, согласно информации из открытых источников, располагает только четырьмя мусорными полигонами и в одиночку весь поток отходов (включая дополнительный миллион тонн из Петербурге) не осилит.

В связи с этим УКООЛО придется заключить договоры подряда с 50 компаниями по всей области, которые занимаются сбором и переработкой мусора на местах.

Список этих компаний определяет администрация региона в рамках территориальной схемы по обращению с отходами, рассказал Роман Казаков, председатель совета директоров компании «Нео Рециклинг».

«Платить будут тому, на чей объект пойдут отходы. У нас есть разработанная территориальная схема по обращению с отходами, где распределены потоки. Схема определяет, что отходы из, например, Волосовского района идут на полигон «Профспецтранса» или из Кингисеппского района — на полигон «Управляющей компании». То есть эта схема — документ, утвержденный правительством Ленинградской области, который все потоки определяет. Если в схеме объекта нет, отходы туда не могут идти», — рассказал Казаков.

Новые объекты внести в схему, конечно, можно. «Насколько я помню, не чаще одного раза в год это можно делать», — добавил собеседник «Мойки78».

При этом УКООЛО (и областной администрации, которая курирует деятельность мусорного оператора) придется учесть интересы десятков многочисленных групп и структур, которым местные мусорщики принадлежат.

Здесь можно вспомнить продолжительную историю создания единого Водоканала в Ленобласти. Борьба, не утихая, шла несколько лет и формально завершилась победой Дрозденко — единый водный оператор все-таки появился.

При этом на местах все еще звучит эхо старых баталий. Так, по сообщениям местных СМИ, в конце марта этого года сотрудников Водоканала в Выборгском районе пытались силой перевести на работу в другую компанию.

Вполне возможно, что похожий сценарий ждет и мусорного оператора. А поводом для конфликта станут, например, условия договоров УКООЛО с подрядчиками.

И здесь в ход пойдут отработанные методы Подмосковья. Благо свалок, в том числе нелегальных, на территории Ленобласти предостаточно.

Усугубляют ситуацию соглашение между областью и Петербургом, согласно которому наш город ежегодно будет отправлять соседям на переработку порядка миллиона тонн своего мусора.

Здесь, к слову, придется договариваться еще и с оператором петербургского мусора — с заводом МПБО-2, который был выбран в январе нынешнего года.

В общем, губернатору Ленобласти Александру Дрозденко предстоит решить нетривиальную задачу — наладить продуктивную совместную работу пяти десятков разобщенных компаний. И сделать это надо в самое ближайшее время. Согласно федеральному закону, свой мусорный оператор должен начать работу в каждом российском регионе к 1 января 2019 года.

Добавим, что с понедельника, 23 апреля, в федеральных Telegram-каналах (в том числе в анонимных) уже началось обсуждение возможного развития карьеры Александра Дрозденко.