Бывший председатель общественно-наблюдательной комиссии (ОНК) Петербурга Владимир Матус за попытку незаконно облегчить отбывание наказания осужденному новгородскому криминальному авторитету Тельману Мхиторяну приговорен к 4 годам лишения свободы условно. Об этом «Мойке 78» сообщили в Куйбышевском районном суде Петербурга.

«Матус был признан виновным в приготовлении к даче взятки для перевода Мхиторяна, осужденного за вымогательство, из карельской колонии строгого режима в тюремную больницу»,

— пояснила помощник судьи.

ОНК, созданны во всех регионах страны, и контролируют соблюдение прав человека в местах принудительного содержания. Матус был председателем петербургской комиссии. Но уже тогда члены ОНК были недовольны его деятельностью на этом посту. Они рассказывали, что с ним было невозможно встретиться, чтобы обсудить рабочие вопросы. Он почти никогда не отвечал на звонки и письма, как электронные, так и заказные.

Как установил суд, в первой половине 2016 года Матус вдруг заинтересовался судьбой осужденного преступного авторитета Мхиторяна, и начал активно интересоваться его здоровьем.

По данным СК РФ, этот авторитет был лидером организованной преступной группировки (ОПГ), действовавшей в Новгородской области с 1990-х по 2007 годы.

«В 2014 году Мхиторян был признан виновным Новгородским областным судом в вымогательстве, совершенном организованной преступной группой в целях получения имущества в особо крупном размере, и приговорен к 11 годам с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима № 25 (ИК-25), расположенной в Республике Коми»,

— передавала пресс-служба СК РФ.

По данным обвинения, Матус вышел на адвоката Андрея Кощеева, который сообщил, что его клиенты хотят перевести Мхитаряна в Областную тюремную больницу имени Ф.П. Гааза. Председатель ОНК сказал, что это вполне реально, но попросил за услуги 700 тысяч рублей.

«300 тысяч рублей Матус предполагал передать должностному лицу ФСИН, уполномоченному принимать решения о переводе осуждённых в больницу. 400 тысяч рублей планировал оставить себе»,

— говорится в решении суда.

Неизвестно, получил он согласие представителя Мхиторяна на сделку, но вышел на Бадрудина Дамаданова — начальника Медико-санитарной части 78 (МСЧ-78) Управления ФСИН России по Петербургу и Ленинградской области, в структуру которой входит тюремная больница Гааза.

Тот согласился на предложение Матуса помочь Мхиторяну, но сразу же обратился в Управление ФСБ России по Петербургу. Встреча «правозащитника» и Дамаданова проходила уже под контролем оперативников ФСБ, а Дамаданов стал участником оперативного эксперимента.

После этой встречи председатель ОНК был задержан. Сначала он был арестован, но потом выпущен под домашний арест, где ждал окончания следствия, а потом и приговора.

На даче показаний подсудимый заявлял, что перевод Мхитаряна в больницу осуществлял законно, по официальному запросу ИК-25, что про деньги он ничего не знает, и что просто выполнял свои обязанности, которые должен бы исполнять, как председатель правозащитной организации. Также он заявлял, что у Мхиторяна серьёзные проблемы с сердцем и ему требуется наблюдение в хорошем кардиологическом центре, который есть только в тюремной больнице Гааза.

Информацию о болезни на суде подтверждали и родственники Мхитаряна. Но интересно, они заявляли, что до появления сообщений в СМИ никогда не слышали о Матусе и его попытках перевести Тельмана Мхиторяна в больницу, и, соответственно, никаких действий председателю ОНК не поручали, и ни о чем его не просили.

Кроме того, в прошлом году, пока шел процесс над Матусом, Главное следственное управление (ГСУ) СК РФ по Петербургу возбудило уголовное дело о покушении на начальника МСЧ-78 Дамаданова. Как сообщало ГСУ, вечером 23 ноября 2017 года на Дамаданова по дороге домой напали двое неизвестных и избили его. Потерпевший был госпитализирован и находился в реанимации. Следствие по этому делу еще не закончено, пресс-служба ГСУ не комментирует ход расследования.