Размер мозга неандертальцев был сопоставим с человеческим, однако они не обладали ключевыми областями мозга Homo sapiens, жизненно важными для мышления и общения. А в итоге и для выживания.

Неандертальцы (ископаемые древние люди) существовали, главным образом, в Евразии 120 000 — 35 000 лет назад. На сегодняшний день существует несколько предположительных дат вымирания первых аборигенов Европы — 50, 45 или даже 30 тысяч лет назад. Также есть много теорий относительно того, что привело их к гибели.

Эксперты предположили, что ранние люди могут принести в Европу тропические болезни из Африки, которые уничтожили обезьяноподобных кузенов. Другие утверждают, что неандертальцев убило резкое падение температуры из-за изменения климата. Преобладающая теория заключается в том, что этот вид гоминидов в результате конкуренции за пищу и среду обитания уничтожили ранние Homo sapiens.

Новая теория предполагает, что неандертальцы не обладали ключевыми областями мозга человека, жизненно важными для памяти, мышления и общения. Это повлияло на их социальные и познавательные способности и привело к вымиранию, поскольку они не могли адаптироваться к изменению климата.

К такому выводу пришли ученые из Технологического университета Коти (Япония), создав «усредненную» модель мозга человека и сравнив ее со слепками черепной коробки Homo neanderthalensis.

В рамках исследования структура типичного неандертальского мозга была впервые воспроизведена с использованием виртуальных слепков черепных коробок. Сравнив слепки мозга четырех неандертальцев и четырех ранних Homo sapiens, исследователи обнаружили, что они имеют одинаковый размер.

Но у человеческого мозга был больший мозжечок. Имеено этот отдел мозга обрабатывает все аспекты движения, включая координацию. Кроме того, чем больше мозжечок, тем лучше развиты когнитивные способности и социальные навыки, в том числе умение говорить. Наличие большего количества нейронов в этой зоне также увеличивает интеллект, внимание, и работу памяти. Обнаружилось и еще одно отличие между представителями родственных видов — у неандертальцев оказалась весьма развита затылочная доля головного мозга,  которая отвечает за обработку и перенаправление визуальных сигналов.

«Мы обнаружили, что ранние Homo sapiens имели относительно большие полушария мозжечка, но меньшую затылочную область в головном мозге, чем неандертальцы»,

— отмечают исследователи.

Известно, что у неандертальцев было хорошее зрение, и это помогало им охотиться при низком уровне освещения. Но развитие затылочной доли вызвало уменьшение отделов, необходимых для социального познания.

«Такое нейроанатомическое различие в мозжечке, возможно, вызвало важные различия в когнитивных и социальных способностях между двумя видами и способствовало замене неандертальцев ранним Homo sapiens», — отмечают исследователи.

Исследование было опубликовано в журнале Scientific Reports.