Нуждающиеся семьи стали реже обращаться к социальным службам. Отказаться от помощи их вынудил страх потерять детей. Поводом для изъятия зачастую становится бедность.
Члены Общественной палаты РФ обратили внимание на то, что материальное неблагополучие нередко становится причиной отобрания детей, что по мнению общественников в корне неправильно и негуманно.
«Бедность не должна быть поводом для отобрания детей. У государства должны быть другие механизмы. Семьи должны получать другие меры поддержки»,
— считают в Общественной палате.
Существующая система привела к тому, что на нуждающихся родителей и матерей-одиночек повесили клеймо «виноваты». Без денег и без поддержки они вынуждены искать помощь на стороне. Волонтеров и альтруистов, благо, в интернете не мало. Они отдают старые вещи, ненужные детские кроватки и игрушки, закупают памперсы и продукты для нуждающихся.
В социальных сетях существует несколько сообществ помощи малоимущим семьям. Обратиться туда женщин толкают два страха: могут отнять детей или поставить на учет.
«У части из них проблемы с документами, нет петербургской или областной прописки»,
— отмечает руководитель движения «ДАРОМ» Светлана Старовойтова.
Прежде чем оказать помощь, сообщества просят нуждающихся подтвердить статус и предъявить документы. Это делается для защиты от мошенников. Другая проблема, с которой столкнулись общественные организации — социальные работники, выискивающие в соцсетях потенциально проблемные семьи.
Пару лет назад движение «ДАРОМ» вело сбор для матери семерых детей. Среди откликнувшихся была сотрудница органов опеки. Под видом желающей помочь с продуктами, она выяснила адрес семьи.
«Органы опеки выискивают мамочек «ВКонтакте». А потом кричат, мол, раз вы просите помощи, значит вы не можете содержать детей, и мы их у вас отнимем. Ювенальной юстиции, к сожалению, безразличны чувства. Им всё равно, что мама и дети любят друг друга, что мама сама часто остаётся голодной, потому что в первую очередь ей надо накормить детей»,
— говорит Светлана.
С тех пор группа адреса семей не дает, опасаясь «благодетелей», готовых сдать семью ювенальной юстиции. Помочь желающие теперь могут только через волонтёров.
Все это приводит к тому, что нуждающиеся семьи попадают в замкнутый круг. Среди матерей, просящих о помощи, не мало вышедших из детских домов. Обратиться в соцслужбы они даже не пытаются. Не хотят для ребенка той же жизни, что была у них.
«Нельзя ставить на одни весы материнскую любовь и материальный достаток. Это несоизмеримые понятия. Пока мы не поменяем в сердцах, умах людей эти понятия, все остальные изменения закона будут вторичными»,
— комментирует член Общественной палаты Элина Жгутова.