Идея с передвижением домов может снова ожить в Петербурге. Она впервые озвучивалась в связи со строительством моста Бетанкура — мешавший трассировке и впоследствии снесенный дом на Ремесленной, 3 предлагали сдвинуть, а развиваться стала — с запуском движения по переправе. 

Шестиполосный мост выпускает мощный поток транспорта на Новоладожскую улицу, а те, кто едет на Крестовский остров, попадают в давку на узкой Пионерской. Расширять эту улицу планировали еще с 2008 года. Но тогда процесс уперся в деньги и необходимость сноса двух исторических зданий на Пионерской улице. Речь идет о домах № 46 и 48. Проект расширения тогда отложили в долгий ящик.

В связке со строительством моста через Серный остров проект расширения Пионерской улицы снова всплыл в 2014 году. Ей хотели добавить одну полосу, но на месте этой гипотетической полосы стояли два дома. Да причем не каких-нибудь, а дореволюционных. Первое здание c башенкой — доходный дом Фадеевой. Он построен в 1907 году архитектором Пряхиным в стиле модерн. Второе здание —  доходный дом Хижинской-Сливовского в стиле безордерного неоклассицизма. Он возведен в самом начале XX века. Обе постройки появились до 1917 года, а, значит, по законам Петербурга не могут быть снесены.

При этом о том, что дома снесут, говорилось в документации конкурса, объявленного Дирекцией транспортного строительства. В 2014 году дирекция искала подрядчика на право разработки проекта второй очереди реконструкции Песочной наб., наб. Адмирала Лазарева с выходом на Леонтьевский мыс и Васильевский остров.

Мост Бетанкура. Дом на Ремесленной 5. Фото: Мойка78/Валентин Егоршин

Проблема со сносом домов на Пионерской снова заявит о себе. Ведь запуск моста Бетанкура — итог первой очереди проекта реконструкции Песочной набережной и набережной Адмирала Лазарева. Впереди — реализация второй очереди. А расширить Пионерскую улицу, не тронув дома №46 и №48 — не представляется возможным. Они стоят буквально на проезжей части. С другой стороны улицы вырос гигантский бизнес-центр «Тринити». Он убил последние надежды скруглить острый поворот с Пионерской на набережную Адмирала Лазарева и хоть немного расширить Пионерскую, не трогая дореволюционных построек. 

Принимая во внимание острые стычки градозащитников с властями при малейшей попытке снести исторические здания, единственным выходом для Смольного стало бы достать из российских архивов документы о способах передвижения зданий. В Петербурге ни одну постройку за все время существования города так и не двигали. Между тем в Москве в прошлом веке здания перемещали с легкостью.

Метод передвижения домов для Петербурга может стать находкой в условиях стесненной застройки в историческом центре. Идею «шевелить» дома подбросил общественности осенью прошлого года вице-губернатор Игорь Албин.

«»Передвинуть» здание в разы дешевле, чем сносить его, а тем более впоследствии восстанавливать (воссоздавать). Петербург, обладая интеллектуальным, научным, творческим, финансовым потенциалом, имеет возможность сохранять представляющие историческую и культурную ценность здания, не идя по пути наименьшего сопротивления»,

 — отмечал чиновник.

Петербург в XXI веке с его домами-памятниками ни разу не пробовал того, что еще в XV веке провернул в Италии Аристотель Фиораванти. Он умудрился передвинуть на 13 метров колокольню делла Маджоне в Болонье. И это при том, что колокольня была высотой в 24 метра.

В России первый дом поехал только в начале XIX века. Местоположение в 1812 году сменила деревянная церковь в Моршанске. Сложными работами тогда руководил Дмитрий Петров. После этого проекта Россия отдала пальму первенства в переезде зданий Америке. 

1929 год. офисное здание компании на Меридиан-стрит постройки 1860–1870-х гг

В Нью-Йорке, например, на 150 метров подвинули Brighton Beach Hotel, спасая его от оползня. Трехэтажный отель переехал благодаря гидравлическим домкратам, железнодорожными путям, проложенным под зданием, и катившимся по рельсам тележкам.

Россия снова открыла для себя передвижение зданий в 1889 году. О старинном способе вспомнили, когда встала острая необходимость расширить товарную станцию Николаевской железной дороги, а мешал этим планам дом Евгении Мак-Гиль. В итоге здание сняли с фундамента, поставили на рельсы и перетянули лошадьми на 100 метров. Этот способ был назван в честь руководившего работами инженера Осипа Федоровича.

Снова двигать дома в столице заставил Генеральный план реконструкции Москвы, предполагавший многочисленные расширения улиц. .Несмотря на то, что на дворе стояли 30-е годы XX века, дома не сносили, а массово перемещали. Причем делали это виртуозно и разными способами.

Так, дом Садовнической улице, 77, разрезали, одну часть не тронули, а вторую — развернули на 19 градусов, перетащив в другое место. Помогали инженерам катки на рельсах и электрические домкраты. Переезжал дом вместе с жильцами — их на время перемещений было решено не выселять.

Дело поставили на поток и даже создали Трест по передвижке и разборке зданий. Мастерство московских инженеров достигло такого уровня, что жильцы дома Саввинского подворья переезда просто не заметили — здание перетащили на новое место, не предупредив людей, чтобы те не переживали. Утром удивленные местные обитатели не узнали пейзажи за окнами.

Перемещение Саввинского подворья 1938 год.

В списке «поехавших» были здания Моссовета, Глазной больницы на углу Тверской и Мамоновского, павильон «Октогон» усадьбы Студенец, дом Сытина в Москве, усадьба Игнатьевой–Белкина. Последний раз Москва двигала постройки в 1983 году. Это был легендарный переезд  здания МХАТа в Камергерском переулке. 

Возможность перемещения вместо сноса спасла бы в Петербурге десятки памятников и позволила решить часть транспортных проблем.