Ученые Санкт-Петербургского государственного университета и Зоологического института РАН изучили механизмы миграции животных-«захватчиков», которые обосновались на территории Петербурга, вытеснив коренных обитателей.

Ученые из Петербурга исследовали ДНК божьей коровки, байкальского бокоплава и древесной улитки — мигрантов, которые попали на новые территории и быстро распространились на них, вытеснив коренных жителей. Результаты исследования опубликованы в European Journal of Entomology.

Ученые надеются, что их проект поможет решить проблемы, которые возникают из-за вмешательства человека в естественное расселение животных. Одним из таких примеров стала «оккупация»  Сочи личинками самшитовой огневки, которых случайно завели в этот район во время строительства объектов к Олимпиаде-2014. Не имея врагов, бабочка за пару лет смогла расселиться по всему  Северному Кавказу и практически уничтожила реликтовые самшитовые леса, рассказывает ассистент кафедры генетики и биотехнологии СПбГУ Олег Тарасов.

По данным ученых, божья коровка изначально появилась в РФ на территории Дальнего Востока. Ее привезли для борьбы с сельскохозяйственными вредителями. Однако насекомое, которое является ядовитым для многих видов птиц, стала проникать в естественные биоценозы и вытеснила остальных собратьев, которые питались тлей. Ученые пришли к выводу, что в этом божьим коровкам помог механизм, регулирующий численность вида, —  репродуктивная диапауза, когда при сокращении светового дня  они перестают размножаться.

Что касается рака бокоплава, обитающего на Байкале, то его завезли в акваторию Ладожского озера для увеличения корма озерных рыб. Ученые сравнили генетический аппарат видов-вселенцев и этих ракообразных и выяснили, что частота их хромосомных повреждений почти не отличается. По одной из версий, они так быстро освоились на новом месте, что их генетические различия почти исчезли.

Что касается улики, то за 30 лет этот вид, ранее обитавший только в Альпах, «захватил» страны Северной Европы и добрался до Ленобласти. Ученые сравнили генотипы улиток в разных частях Европы и пришли к выводу, что на севере Европы обитала старая популяция, которая в последнее время начала активно мигрировать и в ближайшие 30 лет будет и дальше захватывать север.