Вместе с теплой погодой в нашем регионе начинается сезон природных пожаров. В дни проведения чемпионата мира по футболу-2018 Петербург рискует оказаться буквально в кольце огня. Как с этим бороться и кто виноват — читайте в материале «Мойки78».

Основной причиной природных пожаров, несмотря на название, является все же человек, рассказала «Мойке78» Наталья Максимова, координатор Общества добровольных лесных пожарных.

“Естественных причин для природных пожаров очень мало. Это — сухие грозы, извержение вулкана, падение метеоритов”, 

— сказала Наталья Максимова.

Если сухая гроза в Петербурге и Ленобласти еще может произойти, то с вулканами и метеоритами в нашем регионе туго. Гораздо проще встретить человека, поджигающего по весне сухую траву, любителя походов, не затушившего костер, или курильщика, выбрасывающего окурки из окна автомобиля на обочину.

«У нас есть весенний и летний периоды пожаров, когда тепло и любой брошенный в траву окурок становится причиной пожара», — рассказала координатор Общества добровольных лесных пожарных.

По ее словам, дожди в Петербурге и Ленобласти, конечно, помогают бороться с природными пожарами, но не так сильно, как хотелось бы. «Достаточно одной сухой недели без дождей, и угроза пожара серьезно возрастает», — добавила Наталья Максимова.

По прогнозам Гидрометцентра, лето-2018 в целом и то время, когда будет проходить ЧМ-2018, в Петербурге по уровню температуры будет в пределах нормы. Столбик термометров будет держаться в дневные часы чуть выше отметки 20 градусов Целься. При этом каких-то особых ливней не ожидается.

Все природные пожары можно разделить на три типа: травяные палы (поджоги травы), лесные пожары и торфяные пожары, объясняют в Greenpeace.

“Пытаться тушить их неподготовленному человеку не стоит. Первое, что необходимо сделать, когда увидел пожар, — позвонить в МЧС”, — рассказала Наталья Максимова.

Неподготовленный человек, по ее словам, с большой долей вероятности не сможет потушить пожар и, вполне возможно, пострадает. «Нередки случаи, когда люди гибнут», — подчеркнула координатор Общества добровольных лесных пожарных.

Заниматься тушением природных пожаров должны специалисты — лесной надзор и МЧС. Получив сообщение от граждан (чем точнее оно будет, тем лучше, отметила Наталья Максимова), спасатели выезжают на место.

При этом, отметила собеседница «Мойки78», зачастую МЧС выезжает только на те пожары, которые вплотную подобрались к населенным пунктам и угрожают людям. А если же пожарные выезжают для тушения пожаров на лоне природы, то нередко сталкиваются с тем, что их оснащение для этого не очень подходит.

«Красные машины не везде могут проехать. Оборудование не слишком подходит для экономного расходования воды», — объяснила собеседница «Мойки78».

В среднем на борту такой пожарной машины около 2,5 тонн воды. Для небольшого деревянного дома этого достаточно. «Для тушения полуторакилометровой кромки травяного пала этой воды не хватит», — добавила Наталья Максимова.

А горящая трава может спровоцировать лесной пожар или, что еще хуже, торфяной. Последние, вопреки расхожему мнению, потушить можно, хотя и непросто.

Для этого необходимо проломить скорлупу, которая формируется поверх тлеющего торфа, тщательно пролить все водой и перемешать.

По словам координатора Общества добровольных лесных пожарных, торфяников вокруг Петербурга — сотни. В Ленобласти десятки болот, которые осушались, и каждое из них — склад горючего.

Если такая бомба замедленного действия находится на территории леса, за нее отвечает лесной надзор. За пожары в парках, скверах — ответственность несут природоохранные ведомства. В Петербурге, например, это комитет по природопользованию. В свою очередь Росприроднадзор отвечает за особо охраняемые зоны федерального значения (в нашем регионе их две — Нижне-Свирский заповедник и Мшинское болото в Ленобласти).

Между тем, отмечают в Обществе добровольных лесных пожарных, следует не только тушить пожары, но и бороться с причиной их возникновения — с человеческой халатностью, а иногда и глупостью.

Для этого сейчас активисты совместно с МЧС и другими заинтересованными ведомствами ведут информационную кампанию. Однако ее масштабы пока, увы, недостаточно велики, чтобы полностью решить проблему.