$ 61.5945 € 72.1826 ฿ 463 831 24 май 2018,  11:11

Ученые выяснили, что кусочки лунной пыли - особенно самые маленькие её частицы – опасны для здоровья космонавтов. В нескольких лабораторных тестах небольшого количества лунной пыли оказалось достаточно, чтобы убить до 90 процентов клеток легких и мозга, подвергшихся воздействию.

Для экспериментов исследователи из Университета Стоуни-Брук (США) использовали не образцы лунных пород, привезенных на землю миссией НАСА "Апполон", а реплики, созданные из тех же частиц, но земного происхождения.

Команда изучила влияние лунной пыли на человеческие органы, смешивая образцы непосредственно с человеческими клетками легких и клетками мозга мышей. Самой опасной оказалась мелкая пыль размером в несколько микрометров (меньше ширины человеческого волоса). Клетки, не уничтоженные сразу, показали признаки повреждения ДНК, которые могут привести к раку или нейродегенеративным заболеваниям.

"Очевидно, что будущим исследователям придется остерегаться вдыхания лунной пыли",

- отмечают ученые.

Пыль на Луне ведет себя иначе, чем пыль на Земле. Поскольку на Луне нет ветра, пыль никогда не разрушается. Поэтому ее частицы, которые в значительной степени являются продуктами микрометеоритных ударов, остаются острыми и абразивными и могут легко резать клетки легких космонавта при глубоком дыхании. Кроме того, пыль летуча. На Луне нет атмосферы и, следовательно, она не защищена от бомбардировки заряженными частицами из верхнего слоя Солнца.

В результате лунный грунт обладает электростатическим зарядом.

"Этот заряд может быть настолько сильным, что частицы почвы фактически левитируют над лунной поверхностью",

- пишут авторы в новом исследовании.

Благодаря заряду и остроте, пыль легко цепляется за скафандр и попадает внутрь жилых помещений. Где легко может не только забивать чувствительное оборудование, но и наносить ущерб человеческому организму. Такое уже случалось.

Американский геолог и астронавт Харрисон Шмитт подхватил лунную лихорадку в 1972 во время лунной мисси "Аполлон-17". Однажды, после лунной прогулки, Шмитт случайно вдохнул лунную пыль, которую астронавты занесли в жилой модуль. И в течении суток он страдал от неизвестного в то время заболевания. Сейчас ясно, что виновата в этом была пыль.

Сегодня НАСА серьезно относится к проблеме лунной пыли и разрабатывает несколько методов борьбы с ней. Самая многообещающая стратегия-покрыть чувствительные поверхности электродинамическим пылевым щитом (EDS). Ранее лабораторные исследования показали, что щиты работают хорошо, и некоторые образцы в настоящее время проходят испытания на Международной космической станции.

Исследование, опубликовано в журнале GeoHealth.

2018-05-18T11:18:00+03:00

Мир 18 мая 2018 11:18

Лунная пыль смертельно опасна

- отмечают ученые.

В результате лунный грунт обладает электростатическим зарядом.

- пишут авторы в новом исследовании.

Исследование, опубликовано в журнале GeoHealth.

Текст: Констанция Барабкина