Астрономы из обсерватории Лазурного Берега в Ницце (Франция) выяснили, что загадочный астероид 2015 BZ509, открытый в январе 2015 года, прибыл в солнечную систему из дальнего космоса.

Небесное тело привлекло к себе внимание ученых сразу после обнаружения — оно двигается по встречке.

В нашей солнечной системе все планеты и большинство остальных объектов движутся вокруг Солнца в одном направлении. Но эта космическая скала движется в противоположном. Среди свыше 700 тысяч астероидов есть только 82 объекта, ведущих себя подобным образом. В том числе, комета Галлея. По оценкам ученых, BZ509 находится на экзотической траектории миллиарды лет.

Астрономы пока не смогли определить природу астероида. По одной из гипотез, он мог быть кометой. Но в 2015 году при сближением с солнцем небесное тело не показало признаков кометной комы (газовой оболочки, окружающей ядро кометы).

Как астероид попал на орбиту Юпитера, каков его состав, и почему он двигается по необычной траектории, остается загадкой. Но ученым удалось выяснить его происхождение. Оказалось, что он образовался в другой звездной системе, и наше Солнце ему не родное.

Чтобы установить происхождение астероида, ученые провели компьютерные симуляции вплоть до момента возникновения Солнечной системы, 4,5 миллиарда лет назад. Они показывают, что астероид всегда двигался странным образом и, следовательно, был рожден в другой звёздной системе.

«Астероидная иммиграция из других звездных систем происходит потому, что Солнце первоначально сформировалось в плотно упакованном звездном скоплении, где каждая звезда имела свою собственную систему планет и астероидов», — отмечают исследователи. — Близость звезд при помощи гравитационных сил планет помогает этим системам, захватывать астероиды друг от друга».

Астероид BZ509 — это первая известная скала, которая пробилась в наш район из дальнего космоса и осталась в нем. Но это уже второй обнаруженный астрономами космический путешественник. В прошлом году прославился загадочный Умуамуа (Oumuamua), прошедший сквозь Солнечную систему. После нескольких месяцев наблюдений сигарообразного небесного тела ученые так и не решили, является ли Oumuamua кометой, астероидом или чем то иным.

Объект «Оумуамуа». Фото: wikipedia

В отличии от Оумуамуя, который проследовал через Солнечную систему транзитом, BZ509 прибыл давно и успешно маскировался под местного.

Ученые уверены, что изучение межзвездных астероидов может дать ответ на ряд вопросов о том, как сформировалась наша Солнечная система, планеты и, возможно, даже сама жизнь.

Исследование опубликовано в Oxford University Press от имени Королевского астрономического общества.