Сеть кофеен Starbucks разрешила посетителем занимать столики и пользоваться туалетом, даже если они ничего не купили. Новые правила вызвали неоднозначную реакцию. Пользователи соцсетей переживают, что теперь кафе оккупируют бездомные и школьники.
В сообщение компании говорится, что теперь Starbucks будет приведен в соответствие с концепцией «третьего места». Под «третьим местом» понимается городское пространство, не связанное с домом или работой. Такие места всегда открыты для людей вне зависимости от их социального или экономического статуса и созданы для неформального общения. Согласно описанию концепции, человек, находясь в «третьем месте» должен чувствовать себя комфортно и спокойно.
Насколько комфортно посетителям будет друг с другом, учитывая, что теперь зайти в Starbucks может любой желающий, вопрос спорный. Реакция россиян на это неоднозначная. Одни шутят, что свободы в Starbucks теперь больше, чем в стране, и идею в целом воспринимают положительно.
Другие с раздражением отмечают, что столики и так все время заняты «чуваками с ноутбуками», а теперь к ним прибавятся еще и бездомные.
В благотворительной организации «Ночлежка» напротив беспокоятся о том, как будут относится к бездомным, решившим справить нужду или согреться в Starbucks в холодный день.
«Это может облегчить их день, но все очень сильно зависит от того, как это будет воплощено. Навязать человеческое отношение никому нельзя: ни наемным сотрудникам, ни собственникам бизнеса, ни посетителям заведения»,
— комментируют в «Ночлежке».
Несмотря на то, что проблема доступа бездомных к туалетам стоит очень остро, инициатива не вызывает однозначного одобрения у организации.
В «Ночлежке» подчеркивают, что большинство, говоря о бездомных, представляют опустившегося человека, привлекающего внимание плохим запахом и грязной одеждой. Именно такие чаще всего вызывают негативную, нередко агрессивную, реакцию окружающих. Но их процент невелик. Львиную долю составляют люди, которые внешне не идентифицируются как бездомные.
«Чаще бездомные — это просто небогато одетые люди, выглядящие грустно. Таких в нашем обществе огромное количество. Потому что уровень жизни, даже в Петербурге, у многих очень невысокий»,
— говорят в «Ночлежке».
В организации обращают внимание на то, что за последние пять-шесть лет тональность звонков в «Ночлежку» сильно изменилась. Если раньше процентов шестьдесят обращающихся жаловались на «вонючих бомжей» и требовали забрать их. То теперь чаще звонят с вопросами о том, как помочь бездомным.
Но, несмотря на то, что сочувствующих и готовых оказать бескорыстную помощь стало больше, нельзя сказать, что общество изменило отношение к бездомным. До этого еще очень далеко.
Отметим, что изменение политики Starbucks связано с инцидентом, произошедшим 12 апреля в Филадельфии. Сотрудники кафе вызвали полицию, когда двое афроамериканцев отказались уходить, заявив, что ждут друга. Воспользоваться туалетом им также не дали.
В полицейском участке афроамериканцы провели восемь часов. Происшествие вызвало большой общественный резонанс. В соцсетях Starbucks обвинили в расизме.
Позже руководство компании принесло извинения двум темнокожим посетителям и выплатило им компенсацию. В конце мая в американских заведениях сети для сотрудников пройдет тренинг по борьбе с расизмом.