В мире будущего, где активными потребителями будут уже не только люди, но и «умные» машины, туризм останется исключительно человеческой отраслью — машинам турпоездки не нужны. Путешествия — это уникальное время, когда человек вырван из своей среды: изменены ритм, график и питание, а внимание направлено на другие вещи. Исчезает компрессия, которую человек испытывает «на базе», и он принимает естественную «форму». 

Из путешествий привозятся не только впечатления и новые знания, но и рецепты, привычки, желания и т. п., которые незаметно корректируют поведение людей. Увидеть, как это происходит, можно в мелочах: «салат как в том морском ресторанчике» или «ванна как в номере», а невидимо — путешествия оказывают влияние на человека на бессознательном уровне.

Сегодня туризм — это и способ поощрить себя, и саморазвитие, и возможность отключиться, перезагрузиться, убежать от сложностей и неприятностей или побыть своей альтернативной личностью (байкером, дайвером и т. п.). Подобных определений может быть множество, однако пока это очень грубые и общие настройки для турпродукта. Строго говоря, даже не настройки, а скорее пожелания или описание мотивации. 

Туристический продукт, конечно, уже сегодня можно попытаться подобрать максимально индивидуально. Широкое предложение и сервисы индивидуального планирования путешествий превратили обсуждение отпуска из приятных мечтаний в многомесячное семейное производственное совещание, когда каждый из участников спихивает право выбора партнёру — будь что будет, но моя голова больше не должна пухнуть от выбора отеля и перелёта. 

Сервисы на основе искусственного интеллекта решат, конечно, и эти проблемы — будет учитываться колоссальное количество факторов и индивидуальных пожеланий, жизненные цели, задачи на десятилетие, планы на год, состояние здоровья и т. п. Станут реальностью туры, помимо увлекательной программы имеющие полезную нагрузку. Они будут гарантировать, например, прохождение тестирования на психологическую устойчивость для нового назначения, активное снижение веса, поднятие самооценки и т. п. Причём по модели «если нет — вернём деньги».

Это только один из обозримых из дня сегодняшнего трендов, которые превратят туризм в отрасль сознательного изменения себя, а отношение к нему будет таким же тонким и внимательным, как сейчас в высокотехнологичной индустрии здоровья и продления жизни. Возможно, пора искать вообще новое слово для определения этой сложной, тонкой и перспективной отрасли с фокусом на развитии человечности в человеке. 

Лучшими полигонами для таких решений станут дестинации как с большим и разнообразным набором уникальных объектов, так и с многочисленным и при этом активным местным населением, готовым к экспериментам, изменениям и развитию своей среды. Петербург обладает и тем, и другим. Северная столица, безусловно, входит в «высшую лигу» турнаправлений, что признаётся постоянно: лучшее туристическое направление Европы (World Travel Awards 2017), лидер российских городов в 2018 году по версии Travelers’ Choice Awards 2018 (проводит TripAdvisor). Петербург занимает четвёртое место по численности населения в Европе, а руководство города (в том числе в туристической сфере) готово не только к новым проектам с предпринимательским сообществом, но и к совместному формированию контуров будущего отрасли. Этому будет посвящён трек «Туризм» в рамках второго «Форсайт-флота», который пройдёт с 1 по 5 июня 2018 года по маршруту из Петербурга в Кижи и обратно. В работе трека примут участие предприниматели в области туризма, люди творческих профессий, влияющих на образ города, учёные и исследователи, представители городской власти. 

Управление привлекательностью

Петербург занял важное место в мировой культуре, что сегодня гарантирует ему постоянный интерес со стороны российских и иностранных туристов. Это произошло не только благодаря сохранённому через все ужасы прошлого века архитектурному «профилю» и уникальной атмосфере, но и достижениям в области культуры и науки, в которых «зашит» отпечаток города. 

Однако мировая культура тектонически меняется. В ней остаётся меньше места для традиционной культуры в понимании XIX–XX веков, а классикой становятся новые тренды, часто воспринимаемые как антитрадиционные и антиклассические. Появляются новые смысловые паттерны, уже не имеющие коннотаций, связанных с теми культурой и искусством, средоточием которых принято сегодня считать Петербург. 

Вопросов возникает очень много. Какое место займёт Петербург в предпочтениях путешественников, чья туристическая активность придётся на 2035 год? А на 2053-й? Что мы знаем о них сегодня? Что можем узнать? Что им будет нужно? Что сегодня создаётся в городе, что станет магнитом для туристов во второй половине столетия? Что конкретно, сказать, конечно, невозможно, но придумывать проекты и создавать то, что мы будем предлагать туристам в будущем, можно уже сейчас. Какие проекты сегодня должны стать приоритетными и как обеспечить их конкурентоспособность? 

Работа трека в ходе «Форсайт-флота» будет сосредоточена на конструировании проектов «умного» туризма, который будет знать и учитывать разносторонние пожелания, предпочтения и особенности гостей города — колоссальные объёмы данных. В результате новые технологии анализа этого объёма помогут предпринимателям тестировать новые гипотезы и постоянно улучшать индивидуализированные продукты и туристические сервисы. 

Необычное или нестандартное восприятие города — условие для развития туризма и поиска новых возможностей. Тонкое проектирование позволит не создавать противоречащие друг другу предложения, а открывать новые грани образа города, учитывая его потенциал. Сбалансированный образ Петербурга в будущем (в дополнение к существующему) — это дестинация для экологического, киберспортивного или медицинского туризма. 

Петербург прирастает новыми, подчас выдающимися архитектурными объектами и поменявшими облик старыми районами города. Как сделать эти территории новыми центрами притяжения не только для «внешних», но и для «внутренних» туристов — самих горожан? Как они будут вписаны в образ города? Как повысить привлекательность этих районов? Как вдохновить предпринимателей от туризма участвовать в развитии этих территорий?

Мелкие и средние частные инвестиции в туризм — лучший и наиболее устойчивый источник

Туризм — это среда, в которой должно быть максимально комфортно действовать сотням тысяч активных и амбициозных предпринимателей, ищущих новые возможности развития своего продукта. Это ориентированная на человека отрасль, которая постоянно генерирует новые продукты и услуги. Отрасль, где типовые продукты выглядят скучными и «пластмассовыми», а спрос на уникальные и индивидуальные — растёт. Неинтересно получать одинаковые туристические услуги от мировых гигантов через сеть — гораздо интереснее выпить венский кофе в Вене; пройтись по Невскому в реальном Петербурге, а не в VR-очках в одном из тысяч типовых торговых центров; съесть средиземноморский ужин в частном ресторанчике со столетней историей, а не в сети ресторанов «как бы по-домашнему». 

Однако для того, чтобы такие проекты развивались и формировали экосреду, им нужны финансовые возможности и особенные финансовые инструменты. Финансирование туризма не должно навсегда стать донорской повинностью государства или региона с социальным подтекстом. Инвестиции в продуманные и обеспеченные амбициозными профессиональными кадрами стартапы — это привлекательный и выгодный венчурный бизнес. Вернее, он получит шанс на то, чтобы развиваться и стать таковым, когда будут даны адекватные ответы на вопросы потенциальных инвесторов. Какие гарантии нужны инвесторам? В какой конкретно структуре по контролю за инвестициями и развитием проинвестированных бизнесов они нуждаются? Что нужно сделать, чтобы инвестиции приносили радость? Как повысить уровень доверия? 

Большинство малых и средних предприятий в области туризма нуждаются в относительно небольших по объёму инвестициях, которые есть в свободном распоряжении у десятков тысяч петербургских предпринимателей. Создание понятной, выгодной и удобной для всех инвестиционной инфраструктуры как сервиса — задача ближайшего будущего. Более того, небольшие (даже персональные) частные инвестиции в туризм могут стать локальной спецификой финансового поведения петербуржцев. Тем более что они ежедневно смогут наблюдать, как развиваются предприятия, куда пошли их инвестиции, а туризм тогда станет ещё более «народной» отраслью экономики города.

«Умный» туризм — это тот, который осознаёт себя 

Работа на «Форсайт-флоте» также будет посвящена контурам будущей «идеальной» отраслевой организации — союза заинтересованных в совместном развитии предпринимателей, работников и энтузиастов туризма. Такая организация будет кровно заинтересована в лучшей самоорганизации и самоконтроле отрасли. Она имеет потенциал стать гораздо более эффективной организацией, которая корректирует развитие отрасли, чем «внешнее» государственное управление, особенно в области таких вопросов, которые далеки от непосредственных обязанностей государства перед гражданами. Туризм может стать одной из пилотных площадок для такого перераспределения части контрольных функций, которые сейчас выполняет государство. 

Вопросов, которые войдут в зону ответственности подобной организации, больше, чем может показаться на первый взгляд. Как обеспечить связь между подготовкой кадров в профильных учебных заведениях и реальными потребностями туристического бизнеса? Какие специальности и компетенции будут востребованы в отрасли через пять лет? Как учитывать потребность рынка в новых специалистах? Как обеспечить мониторинг качества туристических услуг? Как защитить честных предпринимателей от демпинга со стороны «серого» бизнеса? Как гарантировать безопасность каждого туриста? Как принимать участие в международных рейтингах? Как учреждать собственные и продвигать их на международной арене? Какую аналитику и каким образом проводить в интересах сообщества? Какая инфраструктура вообще нужна гильдии? Как её финансировать? Какими должны быть взносы? Как сделать её рабочей и уничтожать на корню любые зачатки профанации? Как сделать так, чтобы принадлежность к такой гильдии стала предметом гордости и стремлением для каждого предпринимателя? 

Ещё одна важная задача, которая стоит перед сообществом и которая востребована нынешним состоянием отрасли, — смещение фокуса с конкуренции на коллаборацию. Ожесточённая конкуренция как самоцель и единственная модель бизнес-поведения приводит к ситуации, когда довлеющий страх рисков влечёт за собой отсутствие желания и возможности экспериментировать. Снижение цен, к которому ведёт конкуренция сегодня, очевидно снижает и качество продукта, когда цена «пробивает» себестоимость. 

Есть преимущества не только в том, чтобы конкурировать, но и в том, чтобы сотрудничать и находить новые возможности зарабатывать на стыке разных туристических бизнесов. Цепочки коллаборации позволяют уже сегодня предлагать комплексные продукты от туристической артели и вести туриста по своему «коридору гостеприимства» от приезда в город и заселения в отель через рестораны, экскурсии, мероприятия и т. п. вплоть до отъезда. 

Такой взгляд на сотрудничество в отрасли может стать катализатором появления необычных, востребованных и выгодных предложений на рынке. Для этого в интересах всей отрасли могут быть созданы автоматизированные системы, к которым смогут подключаться разные бизнесы. Так будут снижаться издержки на ненужную конкуренцию, повысится загруженность туристических возможностей, а недозагруженность будет значительно снижена. Постоянный и беспристрастный цифровой мониторинг качества и безопасности оказываемых услуг внутри цифровой системы превратит её в справедливую среду, которая уравняет в конкуренции качества большой бизнес с малым. 

После «Форсайт-флота»

На борту, конечно, ответить на все вопросы и вызовы невозможно, и такая задача не стоит. Хорошим результатом станет несколько продуманных и максимально подготовленных к запуску проектов в русле описанных направлений. Остальные вызовы будут обозначены и превратятся в предмет планомерной работы в течение года на берегу. Помимо этого, взаимодействие на борту должно приблизить участников к ощущению общности, заряженности и вкусу к реальной и конкретной проектной работе с будущим. Такая работа будет подпитываться реальными достижениями по мере реализации проектов, попавших в контур «Форсайт-флота».

Туризм даже больше, чем биотех

Информационные технологии радикально расширили возможности науки, позволив решать задачи, которые раньше казались фантастическими. Довольно быстро главной целью стало совершенствование биомедицинских технологий, чтобы осуществить давнюю мечту человечества — научиться удлинять биологическую жизнь. Действительно, продолжительность жизни в ближайшем будущем значительно увеличится, повысится её «биологическое» качество. 

Количество свободного времени тоже значительно увеличится — не только за счёт удлинения жизни «после пенсии», но также в силу передела рынка труда, куда заходят роботы, технологии, искусственный интеллект. Те, кто не сможет найти новую работу, которая не под силу роботам (связанную, например, с творчеством), будут получать «стипендию» (пособие, природную ренту и т. п.) на относительно безбедную и сытую жизнь. Прожиточный минимум будет разумным решением, которое позволит не провоцировать восстание против нового экономического уклада из-за безысходности. Вместе со стипендией люди получат десятилетия свободного времени, которое не будут знать, как и на что потратить. Эта угроза уже сегодня беспокоит футурологов. 

Туризм в этом смысле как раз и будет отраслью, значительно влияющей на качество внутренней жизни человека. Уже сегодня на вопрос, что бы ты делал, если бы не нужно было ходить на работу, а денег было достаточно, 90 % ответят, что стали бы путешествовать. 

Туризм разделится на массовую индустрию удовлетворения любых потребностей человека и судьбоносные проекты, которые дадут человеку возможность нащупать направление поиска смысла своего существования.

Есть ещё одно важное измерение туризма, которое чётче проявится в будущем. Очевидно появление двух трендов: виртуального туризма (без физического перемещения) и реального туризма. Такой туризм, возможно, станет более рафинированным и, конечно, более дорогим, чем обычный VR-тур по воображаемым мирам, прошлому или проектируемому будущему, который будет доступен по подписке менее чем за 10 крипторублей в год. 

Однако смысловая нагрузка реального туризма будет несопоставимо больше — это поддержание постоянной связи человека с реальностью, осознанием своей природы, чтобы не соблазняться опасными иллюзиями всемогущества, вседозволенности и превосходства. Здесь у дестинаций, имеющих богатый культурный бэкграунд и насыщенных историей, есть и преимущества, и миссия. Миссия сохранения человечности в человеке. К таким дестинациям с уникальным и концентрированным наследием различных проявлений человечности, безусловно, относится Петербург. 

Многое описанное кажется далёким будущим, оторванным от реальности. Тем не менее главный урок истории состоит в том, что на самом деле будущее наступает неожиданно и быстрее, чем его ожидают. «Форсайт-флот» проходит на воде — в среде со сниженным трением о «реальность», а сам корабль станет территорией, свободной от скептицизма и цинизма. Кому это подходит и кто готов участвовать — добро пожаловать на борт!