Ученые обнаружили крошечные чешуйки окаменелой кожи на микрорапторе размером с ворона, который жил на Земле около 125 миллионов лет назад.

Небольшой летающий ящер удивителен еще и тем, что крыльями были все четыре его конечности. Судя по зубам, микрорапторы  -это хищники, питавшиеся мелкой живностью.

Перхоть также обнаружена на окаменелостях двух более крупных динозавров: beipiaosaurus и sinornithosaurus. Окаменелости со следами перхоти обнаружила группа британских, ирландских и китайских палеонтологов в северо-восточном Китае.

Как отмечают ученые, находка говорит, о том что динозавры не сбрасывали свою кожу как современные рептилии. И ее обновление проходило постепенно и крошечными чешуйками. Подробное описание чешуек опубликовано в журнале Nature Communications.

«Это единственная известная ископаемая перхоть. До сих пор у нас не было данных о том, как динозавры меняли кожу»,

— отмечают ученые Ирландского национального университета в Корке.

Изображения перхоти, полученное с помощью мощного электронным микроскопом, показывают, что материал очень хорошо сохранился и почти идентичен материалу, обнаруженному у современных птиц.

Хлопья кожи динозавров состоят из жестких клеток, называемых корнеоцитами, которые полны белка кератина. Однако древние корнеоциты содержат намного меньше жиров. Учитывая что именно жиры помогают современным пернатым избавляться от излишка тепла, которое вырабатывается при работе крыльев, ученые предположили — динозавры летали плохо, либо не летали совсем.

А оперение им было необходимо для иных целей. К примеру для утепления, маскировки или привлечения представителей противоположного пола своей яркой раскраской.

Предположение о не летучести предков современных пернатых нашло подтверждение и в другом новом исследовании. Международная команда ученых, включая исследователей из Университета Бата (Великобритания) на основе изучения окаменелостей выяснила, что удар астероида, погубивший динозавров, вызвал глобальные пожары и стал причиной гибели лесов. Тем самым он уничтожил среду обитания большинства птиц и летающих динозавров.

Как говорится в статье, опубликованной в журнале Current Biology, выжили только «двойники» страусов — виды, обитающие на почве и обладающие крепкими ногами. И лишь после восстановления лесов не летающие пернатые приспособились к жизни на деревьях и эволюционировали в современных птиц.