Экологические активисты в среду, 7 июня, дозвонились на «Прямую линию» и смогли задать вопрос лично президенту РФ Владимиру Путину. Общественники попросили главу государства обратить внимание на мусорный вопрос в Ленинградской области и выделили три основных момента.

Во-первых, свалку мусора у Памятника неизвестному солдату Ленобласти. Там, по словам активистов, беззастенчиво сваливают мусор прямо к мемориалу погибших в годы Великой Отечественной войны.

«Например, после нашего обращения с просьбой убрать несанкционированную свалку на территории Ленинградской обрасти, там, где расположен Памятник неизвестному солдату. Та территория захламлена настолько, что чиновники, к которым мы обратились, сказали, что они все сделали, а на самом деле они просто отодвинули мусор от памятника», — сказала активистка, обращаясь к президенту.

О каком именно памятнике идет речь, непонятно. Возможно — о мемориале на Синявинских высотах. 

Эта история берет начало в 2009 году, когда местные власти решили обустроить в районе Синявинских высот мусорный полигон. Усилиями активистов и благодаря шумихе в СМИ удалось заблокировать реализацию этого проекта, и спустя несколько лет там открылся мемориал.

Тем не менее с некоторых пор туда начали свозить отходы. Все последующие жалобы местным властям привели лишь к тому, что свалку слегка отодвинули в сторону.

Второй объект, на который активисты попросили обратить внимание, — мусорный завод в Новом Девяткино. Дозвонившиеся на «Прямую линию» рассказали, что из-за предполагаемого нарушения стандартов сжигания отходов местные жители буквально задыхаются в смрадном дыму.

Завод в Девяткино функционирует уже полгода. И все это время местные жители сообщают о запахах гари. Независимые экологи, неоднократно посещавшие мусорный объект, говорят, что он похож не на завод, а, скорее, на простенькую печку, куда закидывают все без разбора.

Третий проблемный объект, о котором упомянули активисты в беседе с Владимиром Путиным, — свалки близ поселения Новый Свет в Гатчинском районе Ленинградской области.

Речь, по-видимому, идет о полигоне «Новый Свет — Эко». На протяжении последних лет он отравлял жизнь всей округе. Экологи полагают, что там, под слоем бытовых отходов, может таиться и что-нибудь опасное, например — ртутные лампы.

В середине мая областные власти объявили, что полигон будет закрыт, однако экоактивисты, судя по всему, решили подстраховаться и поставить в курс дела сразу президента РФ.

В теории убирать мусор в Ленобласти должен региональный оператор по обращению с отходами. К своим обязанностям он приступит уже через полгода под контролем областной администрации во главе с губернатором Александром Дрозденко. Кроме того, вопрос о ликвидации свалок можно было бы направить в департамент Росприроднадзора по СЗФО, где распоряжается Олег Жигилей.

Но Владимир Путин то ли поставил уже крест на этих чиновниках, то ли решил, что мусорная задача — им не по зубам. Вместо этого на связь с главой государства вышел вице-премьер РФ Алексей Гордеев.

Обращаясь к нему, президент РФ указал, что экологические вопросы — в компетенции Минприроды, а координировать взаимодействие между федеральным центром и региональными властями должен именно Гордеев. 

По словам Владимира Путина, в нашей стране ежегодно образуется порядка 70 млн тонн бытовых отходов, а нормальных полигонов для их утилизации всего около 1,1 тыс. Все остальные, добавил глава государства, по сути — нелегальные свалки.

Вице-премьер, в свою очередь, сообщил, что перерабатывается всего около 8 процентов отходов. Улучшить ситуацию должны будут региональные операторы, резюмировал Гордеев.

В общем, мусорный вопрос Ленобласти глава государства замкнул на федеральное правительство. А губернатор Александр Дрозденко, получается, зря просидел четыре часа перед экраном в ожидании вопросов и указаний от президента.

Ранее, напомним, СМИ со ссылкой на источники сообщали, что главам регионов РФ из администрации президента спустили распоряжение во время «Прямой линии» находиться на рабочем месте — чтобы в любой момент к ним напрямую мог обратиться глава государства.

Впрочем, расстраиваться Александру Дрозденко не стоит. Ему, можно сказать, еще повезло. Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко сдал билеты и отменил поездку в Загреб ради «Прямой линии», но и к нему президент ни разу не обратился.