Самая древняя смертоносная бактерия бубонной чумы найдена в захоронении на территории Самарской области. Возможно, именно отсюда она начала свое смертоносное шествие по планете.

Чумная палочка Yersinia pestis была обнаружена при изучении двух человеческих скелетов, возраст которых около 3 800 лет, погребенных в общей могиле. Это открытие отодвигает истоки болезни не менее, чем на 1000 лет в прошлое.

Международная группа исследователей, в состав корой входили и российские ученные установила, что оба человека были инфицированы теми же бактериями, которые опустошили средневековую Европу. Речь идет о бубонной чуме, которая распространились в 14 веке, убив до 200 миллионов человек.

Чуму находили в останках древних людей и ранее. Она встречалась даже в захоронениях 5000-летней давности. Однако эти штаммы не содержали ключевых генетических компонентов, необходимых для переноса болезни. Иначе говоря, чума не могла быстро распространяться и не вызывала эпидемий.

В отличие от них найденные недалеко от Самары бактерии были тотально смертоносны уже в бронзовом веке. Они были способны прижиться в блохах, которые передавали болезнь крысам, а те в свою очередь заражали людей и животных.

По словам ученых, обнаруженные 4000 лет назад бактерии обладали всеми генетическими характеристиками, необходимыми для эффективной передачи чумы грызунам, людям и другим млекопитающим. И у них были все признаки болезни, которая способна быстро распространяться и достигать пандемических масштабов.

«Чума эволюционировала более чем на 1000 лет раньше, чем предполагалось ранее. Наконец, мы предполагаем, что в эпоху бронзы было установлено несколько линий Y. pestis, некоторые из которых сохраняются до наших дней»,

– отмечают ученые.

Вероятно, несмотря на пандемический характер бактерий, в бронзовом веке эпидемий все же не было, либо они были локальны. Но с развитием транспортных путей и торговых связей чума вырвалась на стратегический простор.

Первая исторически зарегистрированная пандемия чумы началась с Чумы Юстиниана (541-543 годы н.э.) и продолжалась до восьмого века нашей эры. Вторая пандемия произошла между 14 и 18 веками. Она началась в 1347 году с эпидемии в Европе, получив название «черная смерть» и была предшественницей последующих эпидемий чумы в широком географическом диапазоне. Во всех этих эпидемиях переносчиками чумы были блохи и крысы.

Несмотря на свою значимость в формировании истории человечества, происхождение чумы по-прежнему окутано тайной. Открытие в Самаре позволяет предположить, что она зародилась в Евразии.

Во многих районах мира чума встречается и сегодня, но благодаря антибиотикам смертность от болезни резко сократилась. Но несмотря на то, что в современную эпоху эпидемий Черной Смерти не было, недавняя вспышка на Мадагаскаре показала, что она по-прежнему является болезнью, способной нанести серьезный ущерб. Осенью прошлого года в течение трехмесячного периода от нее погибло около 200 человек.

Исследование, опубликовано в журнале Nature Communications.