Виктор Пастернак, Victor Pasternak private legal practice:

Чемпионат мира — это не только время проверки готовности страны к главному событию мирового футбола, но и настоящее испытание для рынка. Современный мир настолько многообразен, что привлечь внимание клиентов к продукту становится всё сложнее, а проявление должной творческой изобретательности иногда происходит на грани фола.

Многие уже успели устать от того, что на них со всех полок смотрит продукция, раскрашенная под футбольные мячи. Всё: от специй до строительных дюбелей — пытаются раскрасить подобным образом, чтобы хоть как-то продемонстрировать свою сопричастность, когда не хватает средств выступить спонсором чемпионата и получить действительное право именовать себя официальным партнером. 

Количество контрафакта с символикой чемпионата и FIFA тоже зашкаливает, но это вполне традиционно для России, несмотря на то, что законодательство содержит эффективные меры борьбы с нарушителями.

Отдельное явление — это креативная реклама, которая может создавать соответствующие ассоциации или вовсе эксплуатировать образы, использование которых может признаваться недобросовестным и ненадлежащим. Законодательство о рекламе в целом содержит немало ограничений, которые, безусловно, не стоит игнорировать, но иногда складывается ощущение, что якобы оскорблённые потребители или государственные органы пытаются быть святее Папы римского или живут в каком-то своём идеальном мире. 

Как вода всегда найдёт себе дорогу, так и рекламный креатив обязательно найдёт путь к потребителю, даже если это будет совсем на грани. В конечном итоге никто не мешает заложить в рекламный бюджет расходы на штрафы.

Справка:

Чем больше игр проходит на чемпионате мира по футболу, тем больше приходит сообщений о юридических разбирательствах с компаниями, нарушающими авторские права организаторов турнира. 

В УФАС по СПб предпринимателей предупредили за две недели о том, что необходимо соблюдать закон при размещении рекламы, проведении акций и продаже товаров с символикой FIFA.

Комитет по защите имущественных прав FIFA был создан в октябре 2016 года. Госорганы координируют в его рамках пресечение незаконного использования брендов FIFA и торговли контрафактом.

5 июня, например, в магазинах Prisma в Петербурге были изъяты товары с символикой FIFA. Продукция, маркированная торговым знаком FIFA и имевшая признаки контрафактности, была изъята в ходе проверки супермаркета на улице Савушкина. Также был обнаружен чай «Стассен» в металлических банках с товарными знаками FIFA.