Неандертальцы были изощренными охотниками, которые использовали деревянные копья, чтобы убивать свою добычу с близкого расстояния.

К такому выводу пришли немецкие ученые, проанализировав хранящиеся в Романо-германском центральном музее кости вымершего оленя Dama dama geiselana возрастом 120 000 лет. На скелете есть явно выраженные следы от ударов копья. В то время Homo sapiens до современной Европы еще не добрался.

Создав 3D макет оленя, исследователи провели эксперименты. Используя деревянные копья длинной 1.8 метра, они нанесли удары по макету. А затем сравнили следы от ударов с оригиналом.

Они обнаружили, что форма и размер повреждения кости коррелируют с коническим острием копья, а угол поражения на тазобедренном суставе согласуется с тем, что копье вошло в оленя в вертикальном положении. И это был прямой удар, а не бросок. Вероятно, копье вошло в оленя, когда он лежал.

Поражение от второго копья не имеет четкого угла, но авторы утверждают, что оно согласуется с ударом с близкого расстояния, почти в упор.

Ученые подчеркивают, что в то время местность у стоянки Ноймарк-Норд в Германии, где и был найден скелет оленя, представляла собой довольно узкую полоску густого леса между озерами. Местность была чрезвычайно сложной для того, чтобы противостоять крупному и сильному животному один на один и едва ли вообще подходящая для использования метательного оружия. Охота здесь была возможна лишь хорошо скоординированными группами, с вхождением в прямой контакт и использованием копий в коллективной схватке со зверем.

Новое исследование подтверждает гипотезу о том, что неандертальцы предпочитали охотиться, подходя к зверю вплотную. Однако до сих пор неясно, использовались ли копья и как метательное оружие.  Или были предназначены только для рукопашного боя.

Метательное оружие обеспечивает большую безопасность для охотника по сравнению с контактными копьями, но требует сложного процесса изготовления. Если бы неандертальцы были способны к мощным и точным броскам, то различия между их охотничьими технологиями по сравнению с Homo sapiens могли быть не такими большими, как принято считать.

Конструкция некоторых неандертальских копий предполагает, что их можно было и метать. Однако древнее копье — очень редкая находка, поэтому возможность использования неандертальцами метательного оружия остается лишь предположением.

Предыдущие исследования показывают, что самые ранние неандертальские копья — это простые деревянные палки без каменных наконечников. Ранние деревянные копья или их фрагменты были найдены только в трех местах. Самому старому фрагменту деревянного наконечника 400 000 лет.

В это время неандертальцы уже населяли Европу и Азию.  В то время Homo sapiens еще не покинули Африку. До последнего времени ученые традиционно считали, что существуют значительные культурные и поведенческие различия между неандертальцами и Homo sapiens.

Однако последние открытия говорят, что неандертальцы были не столь примитивны, чем первоначально предполагалось. Например, они заботились о своих больных, хоронили мертвых и создавали символические произведения древнего искусства.

Исследование опубликовано в журнале Nature Ecology & Evolution.