Петербургские феминистки грезят о том, когда в глазах общественности они перестанут быть агрессивными женщинами с короткими стрижками и небритыми подмышками. Продвигать идеи движения на одиночных пикетах пока выходит не очень успешно. Следующая попытка — «Летняя фем-школа» в Ленобласти.
У феминизма есть одна большая проблема. Очень немногие, даже среди представительниц движения, в действительности понимают, что это такое. Безобидные идеи о ненасилии и равноправии в итоге приобретают искаженный характер. Развеять мифы и разъяснить сущность идеологии в Петербурге пытаются небольшие общественные организации и филиалы всероссийских движений. Но выходит пока не очень успешно. Акции от силы собирают пару десятков человек и особого резонанса в массах не вызывают.
Пока феминизм крепнет в Голливуде, петербургские представительницы движения уже который год топчутся на месте.
У феминистских организаций в Северной столицы нет ни развития, ни заметного роста, ни ярких представителей. Даже на первомайском марше, на который девушки притащили огромную зубастую вагину, их затмили градозащитники и зооактивисты.
Среди относительно примечательный мероприятий — «Летняя фем-школа» в Ленинградской области. Её в формате палаточного лагеря уже в четвертый раз с 20 по 22 июля организовывает социально-художественное объединение «Рёбра Евы». К участию приглашают всех желающих вне зависимости от пола и возраста. Впрочем, пометку «анкеты мужчин рассматриваем пристальнее» организаторы оставили.
«Мы придумали формат лагеря-школы, когда поняли, что интерес к гендерным вопросам велик, а доступной информации довольно мало, и её приходится искать по целевым пабликам», — уточняют в «Рёбрах Евы».
Программа у школы из года в год примерно одинаковая: мастер-классы и тренинги от юристов, социологов и активистов, фильмы, песни у костра, дискуссионный клуб и веганская еда. Говорят о сексизме, здоровом питание, истории феминизма и гендерных аспектах. В этом году одну из лекций прочитает правозащитница Варя Михайлова, тема её звучит как «Женщина и закон».
Неплохой проект с костром, нетривиальными лекциями и палатками убила закрытость сообщества. Точное место проведения организаторы до последнего держат в тайне. Участникам за день до старта отправляют информацию о том, где будет проходить общий сбор. С чем это связано, не уточняется. Возможно, феминистки не хотят вторжения сторонних людей в их мир, что в общем противоречит лозунгу: «Феминизм для всех», который представительницы движения проповедуют в России.
Просветительские акции и встречи временами устраивает петербургская ячейка российского объединения «ОНА». Но они либо достаточно местечковые, либо проходят не очень ярко. Так, в рамках международной акции «Женская историческая ночь» девушки расклеили на столбах распечатанные на черно-белом принтере листовки, громко названные плакатами, с информацией о выдающихся женщинах.
Фото: Скриншот ВКонтакте/Феминистки Петербурга.
Само движение «ОНА» зародилось в Москве в декабре 2013 года. Суть его была в том, чтобы собрать феминисток со всей страны. Пока получается не очень масштабно. В официальном сообществе объединения всего 2300 участников. В петербургской ячейке их еще меньше — чуть больше двухсот.
На их фоне выгодно выглядит образовательный проект «Трава», в частности, освещающий феминизм. К 8 марта кураторы проекта подготовили карточки, на которых разбирали типичные пожелания в Международный женский день и предлагали альтернативные, без уклона в нежность и слабость. Но плюсов к феминистическому движению «Трава» не добавляет. Авторы куда чаще развивают темы урбанистики, экологии, языков и секса.
Среди официальных городских инициатив, затрагивающих феминизм, выставки и университетские программы. Так, в музее политической истории до конца года работает выставка «Женщины и революция». Она рассказывает о борьбе женщин за политические и гражданские права, в частности о том, как феминизм соотносится с марксизмом. Образование в области гендерных исследований в Петербурге возможно получить в СПБГУ на факультете социологии и в Европейском университете на базе факультета политических наук и социологии.