Об этих и других событиях,  произошедших 16 июля в истории Петербурга, вспоминает «Мойка78».

Первый русский автомобиль

16 июля 1896 года широкой публике на Всероссийской промышленно-художественной выставке  в Нижнем Новгороде был представлен первый русский автомобиль. Своим созданием он обязан двум петербургским изобретателям и предпринимателям Евгению Яковлеву и Петру Фрезе.

«Самодвижущаяся машина» была выставлена среди парадных карет, но особого впечатления не произвела. Оценить её иновационность и вклад в развитие автомобилестроения по достоинству смогли лишь сто лет спустя. 

Автомобиль Фрезе и Яковлева. Источник: Википедия.

Благодаря большим колесам, машина могла ездить по мостовым и бездорожью. В длину автомобиль достигал 2,45 м, масса его составляла 300 кг. Автомобиль мог развить скорость до 20 км/ч, что по тем временам было неплохим показателям. По характеристикам машина не уступала зарубежным аналогам. Однако, существенным её преимуществом было более дешевое производство.

Увидеть отреставрированную копию первого русского автомобиля возможно в московском Политехническом музее.

«Июльские дни»

16 и 17 июля 1917 года ознаменованы началом июльского кризиса в Петрограде. Именно тогда нарастающее неделями напряжение вылилось в стихийные протесты и выступления. Рабочие, солдаты и матросы требовали отставки Временного правительства. Позднее к ним присоединились большевики, решительного удара партийцы не нанесли.

Демонстрация. Источник: Википедия.

Останавливали многотысячную демонстрацию обстрелами. По разным данным в тот день погибли или были ранены от 600 до 700 человек. Выступление было подавлено лояльными к правительству войсками.

За большевиками, объявленными германскими агентами, началось преследование. Ленин был вынужден прятаться. За июль он сменил 17 конспиративных квартир, а позже вовсе покинул Петроград и отправился в Финляндию. В Россию он вернулся лишь в октября.

Фигурист Протопопов

Олег Протопопов – заслуженный мастер спорта СССР и двукратный олимпийский чемпион, имя которого на некоторое время было вычеркнута из истории страны.

Протопопов родился 16 июля 1932 года в Ленинграде. На берегах Невы он вырос, отслужил, пережил блокаду и впервые встал на коньки. Кататься начал относительно поздно – в 15 лет, но очень быстро достиг результатов. Уже в 1953 году спортсмен взял бронзовую медаль чемпионата мира. Выступал Протопопов в паре с Людмилой Белоусовой, впоследствии ставшей его женой.

Олег Протопопов и Людмила Белоусова. Источник: Википедия.

Настоящие успехи пришли к фигуристам в 60-е годы. Они выиграли чемпионат СССР и завоевали призы на мировых и европейских соревнованиях. В 1964 году в Инсбруке пара взяла первое в карьере олимпийское золото, а четыре года спустя повторила результат.

С появлением более молодых фигуристов с технически усложненными программами Протопопов и Белоусова ушли в тень и были вынуждены покинуть большой спорт. Какое-то время пара работала в Ленинградском балете на льду. Вместе с ним в 1979 году они гастролировали в Швейцарии. Оттуда фигуристы не вернулись. Мотивированные отсутствием развития на родине спортсмены попросили политического убежища. Протопопов и Белоусова надеялись на то, что в Европе их талант оценят по достоинству. Советский союз им этого не простил. Фигуристов называли предателями, и вычеркнули их имена из всех справочников, рассказывающих об Олимпийских достижениях.

Олег Протопопов и Людмила Белоусова, 1963 год. Источник: Википедия.