Директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин:

Накануне встречи Дональда Трампа и Владимира Путина в Хельсинки автор этих строк опубликовал ряд статей не с предположениями, но с объяснением тех вопросов и позиций, которые станут предметом обсуждения президентами США и России в ходе их личного общения. 

Вкратце это объяснение сводилось к следующим основным тезисам.

Во-первых, недруги Трампа из числа его соотечественников сделают все, чтобы между ним и Путиным встала стеной тема «вмешательства России в американские выборы» осенью 2016 года. Но президент США, в свою очередь, сделает все, чтобы вынести эту тему за скобки обсуждения.

Во-вторых, эта встреча откроет серию прямых диалогов Дональда Трампа с Владимиром Путиным, в ходе которых они последовательно обсудят многие ключевые вопросы двусторонних отношений и в результате перезагрузят эти отношения накануне или сразу же после очередных президентских выборов в США.

В-третьих, ключевой договоренностью президентов в ходе их встречи станет договоренность по Сирии (и, соответственно, по перспективам израиле-иранской войны), и этот вопрос Трамп и Путин обсудят тет-а-тет, без прессы и свидетелей.

В-четвертых, в публичной части американской публике будет явлена «победа» Трампа над Путиным по вопросу об отношении к Ирану. Соответственно, российской публике будет явлена некая «психологическая победа» Путина над американским президентом.

Ну а на гарнир у обеих сторон припасены разного рода разоруженческие темы плюс предложения по борьбе с терроризмом.

Теперь смотрим, что получилось в итоге. 

Недруги Трампа и впрямь от души потоптались на теме «вмешательства русских в американские выборы» непосредственно перед встречей Трампа и Путина. Они дошли до того, что составили список из 12-ти российских разведчиков, якобы причастных к кибератакам на ресурсы Демпартии США, и направили в РФ сенатора Джона Кеннеди, постаравшегося представить Россию недоговороспособной стороной. Наконец, непосредственно в день встречи двух президентов в Хельсинки они задержали в Вашингтоне российскую студентку Марию Бутину, обвинив её … в лоббировании интересов РФ.

Ни одна из этих провокаций, увы, не поколебала решимости Трампа встретиться с Путиным и установить с ним вполне конструктивные отношения. «Эти встречи теперь станут постоянными», — таков однозначный вывод всех участников и наблюдателей диалога двух президентов.

В скрытой части беседы Трамп и Путин обсуждали в основном именно ситуацию в Сирии, а также перспективы иранско-израильских отношений и наверняка обменялись эксклюзивными формулами решения израиле-иранской проблемы, явив публике лишь малую толику предварительных договоренностей. 

В публичной части Трамп сделал ряд невнятных заявлений для американских СМИ, рассчитанных на то, чтобы как-то удовлетворить своих оппонентов на Капитолийском холме и, в частности, заявление по Марии Бутиной и вообще – «не дрогнул» в ответ на предложение Путина продолжить сотрудничество в сфере борьбы с террором и в области обеспечения кибербезопасности. В свою очередь, российские СМИ полны комментариев на тему о том, как Путин «сделал» Трампа.

Ну и на гарнир: «важно отладить диалог по проблематике стратегической стабильности и нераспространения оружия массового уничтожения», — отметил Путин.

Словом, поставленные задачи достигнуты. Все идет по плану. Трамп и Путин сделали первый совместный шаг в направлении переформатирования мирового порядка, который должен быть завершен в общем и основном в 2024-2025 гг.

Теперь самое время отменить запущенную правительством РФ инициативу о повышении в России пенсионного возраста и долбануть по российским союзникам американских демократов. Разумеется, это не входит в перспективный План перезагрузки российско-американских отношений. Но так было бы правильно.