Юпитер — планета рекордов. Это самая большая и массивная планета солнечной системы с самым сильным магнитным полем. У Юпитера также самое большое количество лун. Новые наблюдения, проведенные учеными из Научного института Карнеги (США), увеличили их число на двенадцать. Таким образом, общее число известных науке спутников планеты-гиганта достигло семидесяти девяти.

Открытие было сделано во время поиска загадочной «планеты девять» — небесного тела, которое, возможно, вращается вокруг Солнца за пределами орбиты Нептуна. В поле зрения астрономов попал и газовый гигант, у которого неожиданно оказались еще не известные науке спутники.

По словам ученых, Юпитер просто оказался в зоне поиска чрезвычайно отдаленных объектов солнечной системы, поэтому и удалось обнаружить его новые луны.

Наблюдения проводились весной 2017 года, но потребовалось больше года и несколько дополнительных наблюдений, чтобы полностью описать орбиты новых спутников.

Все они расположены от планеты дальше, чем четыре галилеевых спутника (Ио, Европа, Ганимед и Каллисто). Две новых луны являются частью проградной группы лун, иначе говоря, они вращаются в том же направлении, что и газовый гигант.

Считается, что эта группа является обломками одного крупного спутника. Другие десять лун являются частью еще одной группы, известной как ретроградная. Девять из них вращаются вокруг Юпитера ретроградным способом (против его вращения), но один из них идет в противоположную сторону. Это необычное небесное тело совершает оборот вокруг планеты за полтора земных года.

«Вероятно, это самая маленькая известная луна Юпитера, диаметр которой меньше одного километра», — рассказали астрономы интернет — порталу Space.com.

Самый маленький спутник Юпитера получил имя Валетудо (Valetudo) в честь римской богини здоровья и гигиены и правнучки Юпитера. Все остальные новые луны также довольно малы, между 1 и 3 километрами в диаметре.

Изучение этих лун позволяет исследователям лучше понять образование Солнечной системы. Например, на эти объекты сильно влияют газ и пыль, поэтому их формирование должно быть последовательным, иначе они потеряли бы скорость из-за трения и попали бы в Юпитер.