Профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Дмитрий Травин:

Маленький кинотеатр в курзале эстонского поселка Нарва-Йыэсуу. Тринадцатый ряд. Я и сейчас помню, что мы там сидели, хотя с тех пор прошло почти полвека. Этот ряд был за проходом, и мальчишки прибегали к кассе задолго до сеанса, чтобы купить билеты именно в тринадцатый, где высокие дяди не заслоняют головами экран.

Много чего пересмотрел я с друзьями в том зале, но этот фильм, как сейчас понимаю, был совершенно особенным. Именно с него начиналось знакомство десятилетнего мальчишки с современным кино. «Достояние республики». Детский вестерн, появившийся в 1971 году сразу после выдающегося взрослого вестерна – «Белое солнце пустыни». В рассказах о выдающихся фильмах эпохи вроде бы странно упоминать «Достояние республики», но я пишу не о шедеврах кинематографа, а о том, что определило мою жизнь и жизнь моего поколения. И здесь никак не обойтись без фильма, который был у нас первым и с тех пор разошелся на цитаты почти так же, как «Белое солнце». Помимо всего прочего именно «Достояние республики» объясняет, зачем нам нужен Крым. Помните стайку чумазых беспризорников, сбежавших из правильной советской коммуны в Крым: «Там тепло, там яблоки»? По сей день больше ничего толкового про смысл присоединения Крыма к России сказать не можем.

И «Доживем до понедельника», и «Адъютанта его превосходительства», и «Белое солнце» (в моем личном рейтинге фильмы 1968, 1969 и 1970 гг., соответственно) я посмотрел, в силу возраста с запозданием. А «Достояние» сразу. И потом уже от него отматывал все остальную советскую кинематографическую культуру своей эпохи.

Конечно, в нем содержалась попытка промывать мозги детишек коммунистической пропагандой. И в этом смысле он может считаться еще фильмом старым. Но, пересматривая его много лет спустя, я обнаружил, что практически ничего из этой лабуды не запомнил. Даже – страшно сказать – я плохо помнил, что главную роль там сыграл Олег Табаков: настолько он был в роли чекиста вялым, размытым и, как бы точнее сказать… типовым. Именно таким, каким положено быть чекисту.

Наверняка сейчас среди читателей есть поклонники Олега Павловича, и они возмутятся. Вы уж, друзья, меня простите, но я пишу о реальных впечатлениях десятилетнего мальчишки, которому великие артисты «по барабану». Было бы интересно смотреть. А вот что отложилось в сознании, несмотря на почти полстолетия, прошедших с тех пор, это игра Андрея Миронова, создавшего такой образ, который никто, кроме него, не мог бы создать. Неправильный «маркиз» оказался на голову сильнее правильного Макара. И вся пропаганда полетела к чертям. Мы, мальчишки, ничего не поняли тогда ни про величие революционных идей, ни про сохранение культурных ценностей, но навсегда запомнили, что «подлецов насквозь я вижу, зарубите на носу».

Ну и, конечно, запомнили Ленинград. 

Впервые: https://www.facebook.com/dtravin61