Ученые объяснили происхождение кастового строя у муравьев и других общественных насекомых. Деление на стерильны рабочих и королев, которые воспроизводят потомство, произошло из-за нехватки пищи и заботы о потомстве.

К открытию причин социального «расслоения» ученых из США привело исследование генов муравьев, сообщается в статье научного журнала Sienсе.

Ученые нашли «переключения» между ролями вечных рабов и королев, связанных с геном ILP2, который управляет обменом веществ. Если насекомое получает совсем мало пищи, то особь не может позволить себе размножаться, говорится в исследовании. Генетики наблюдали за тем, как работал мозг у рабочих особей и маток муравьев вида Ooceraea biroi. У этих  насекомых нет деления на «избранных» и рабов, в зависимости от ситуации они могут выполнять обе роли. Когда они откладывают яйца, они «переключаются» на роль рабочих, заботясь о своих и чужих личинках.

Например, появление личинок в муравейнике делало ген менее активным и заставляло муравьев быстрее искать еду. Если же в колонии внезапно гибло много «молодежи», то в мозге резко росла концентрация молекул ILP2, и муравьи переходили в режим воспроизведения потомства.