Управляющий партнер юридической компании «Варшавский и партнеры» (Санкт-Петербург) Владислав Варшавский:

За шесть месяцев 2018 г. Центробанк РФ обнаружил 1890 кредитных организаций, работающих нелегально. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года их число выросло вдвое. Один из главных трендов, которым заманивают клиентов — инвестиции в криптовалютные активы.

Основных причин сложившейся ситуации несколько, попробую их выделить в порядке важности:

1. Инвестиции в криптовалюту. Криптовалюта — тренд нескольких последних лет. В прессе, социальных сетях звучит: «Криптовалюта, инвестирование в криптовалюту, ICO». Люди жадны до наживы. Ведь в сознании рядового человека делать ничего не надо, один раз вкладываешься, и инвестиции работают сами по себе. Мало кто знает, что за 2017 г. количество реально и законно сделанных ICO мире составило что-то около 200. Все остальное — фикция, в том числе — множество конференций, которые посвящены крипторынку, инвестициям в крипторынок и проч.

Стоит ли говорить, что значительная часть выступающих на этих мероприятиях «экспертов» далеки от криптовалюты, блокчейна и все с этим связанным также, как и те, кто приходит послушать их?

Осенью 2017 г. я посетил одну из таких конференций. И был несколько удивлен, увидев на сцене юриста, которого представили как крупного эксперта в области криптовалюты, поскольку знал его как юриста, лет 6-7 тому назад занимавшегося и специализировавшегося на обслуживании ТСЖ. Его компания оказывала юридические услуги дому, в котором я живу. К слову сказать, результат этих услуг оставлял желать лучшего.

2. Использование «черными финансистами» названий легальных форм микрофинансовой деятельности. Надо ответить на вопрос: «Кто является потребителем оказываемой «черными финансистами» финансовой услуги?». Ответ прост: «Люди, которым нужны незначительные суммы денег на незначительный срок». Потребители таких услуг не будут проверять по реестру, легальная это компания или нет, не будут спрашивать своих знакомых и друзей, был ли у тех опыт взаимодействия с той или иной микрофинансовой организацией, поскольку деньги им нужны здесь и сейчас.

3. Финансовые пирамиды существуют в нашей стране уже около 30 лет. Сами по себе они никуда не исчезнут. Бороться с ними следует масштабно, однако о возникших проблемах правоохранительные органы узнают только тогда, когда масштаб бедствия становится критическим. До этого ни один из участников «пирамиды» никуда не обращается, надеясь заработать побольше.