Исследователи обнаружили, что одна группа обезьян-капуцинов в Панаме вошла в каменный век. Обезьяны начали использовать каменные инструменты, чтобы разбить орехи и моллюски, Это четвертая группа приматов, способных использовать орудия труда.
Как сообщается в New Scientist, трудоспособная группа обезьян обитает на небольшом острове Джикарон (Jicarón), у побережья Панамы. Этот остров и два соседних находятся в национальном парке Куйба. Обезьяны живут на всех островах. Однако, каменные орудия труда применяют только самцы капуцины на некоторых участках острова Джикарон. Ученых удивила такая локализация применения орудий труда.
Впервые необычное поведение обезьян на острове заметили в 2004 году. Но вернуться на острова и развернуть систему видеонаблюдения за обезьяными ученым удалось лишь в 2017 году. Усилия увенчались успехом.
Исследователям удалось зафиксировать, как на некоторых участках острова самцы капуцинов с помощью каменных орудий вскрывали кокосы,а также разбивали крабов и улиток. Однако исследователям пока не понятно, почему подобное поведение локализовано и не распространяется на другие группы обезьян на острове.
Теоретически инновационная технология должна была распостраниться на весь остров, поскольку многие обезьяны перемещаются из группы в группу.
Исследователи считают, что вход в каменный век может быть и случайным. Возможно, например, гениальный самец, догадался как использовать камни себе на пользу, а другие скопировали его поведение.
Белоголовые капуцины с острова Джикарон — это уже четвертая группа обезьян, входящих в каменный век. Первая группа капуцинов была обнаружена в Южной Америке. По мнению ученых, они, возможно, применяют каменные инструменты около 700 лет.
Две других группы — это шимпанзе, обитающие в Западной Африке, и макаки в Таиланде. К примеру, макаки, обитающие вдоль Андаманского побережья, используя различные каменные орудия, вскрывают орехи и моллюсков. Некоторые из них даже используют человеческие волосы как зубную нить.
«Когда-то считалось, что использование инструмента делает людей уникальными, но теперь совершенно ясно, что это уже не так», — отмечают исследователи.