Управляющий партнер юридической компании «Варшавский и партнеры» (Санкт-Петербург) Владислав Варшавский:

С 1 августа на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС) с 1 августа началась публикация сведений об организациях, с которых был снят режим налоговой тайны. Новация названа сервисом «Прозрачный бизнес».

ФНС РФ неоднократно предпринимала попытки сделать доступными для третьих лица сведения о налоговом режиме налогоплательщика, среднесписочной численности сотрудников, суммах уплаченных налогов, величине доходов и расходов компании по данным бухгалтерской отчетности, а самое главное — о факте привлечения к налоговой ответственности и величине недоимок и штрафов.

Идея, безусловно, хорошая и не может не вызывать одобрения. Казалось бы, кто может быть против того, чтобы вполне легально и открыто получать основную информацию о своих действующих или потенциальных контрагентах. Широкие возможности сервиса от ФНС РФ выглядели бы так: зашел на сайт ФНС РФ, указал ИНН контрагента и, пожалуйста, получи всю информации о контрагенте: сколько человек работает, сдается ли отчетность, какие финансово-хозяйственные показатели у компании, нарушает ли налоговое законодательство или является добросовестным плательщиком налогов.

Функциональная составляющая сервиса «Прозрачный бизнес» для налогоплательщиков поистине уникальна. Можно самостоятельно проверить своего контрагента, без обращения в компании, которые предоставляют на возмездной основе сервисы по проверке контрагентов. Возможность почти мгновенно проверить своего контрагента позволит предпринимателю исключить или вовсе минимизировать риск заключения сделок с «серыми» или «черными» компаниями и, как следствие, сохранить свое лицо перед налоговым органом.

Однако что-то постоянно мешает запуску этого действительно полезного сервиса. Попробуем проанализировать. Зная, как Федеральная налоговая служба научилась администрировать НДС, используя технические возможности АСК НДС, у меня возникает искреннее изумление, в чем же заключается причина невозможности придать гласности сведения о среднесписочной численности, доходах и расходах, сумме уплаченных налогов, размере недоимки и т. д.

У налоговой службы эти сведения и так давным-давно систематизированы, проанализированы и хранятся так, как надо. Очевидно, что дело не в технической составляющей. Мне кажется, что сама Федеральная налоговая служба не заинтересована в раскрытии и прозрачности данных сведений для широкой публики. Далеко не каждый предприниматель, особенно имеющий небольшой бизнес, готов понести дополнительные затраты для приобретения доступа к специализированным сервисам по проверке контрагентов. А, значит, такие налогоплательщики будут допускать ошибки при выборе контрагентов, и, как следствие, у налоговой службы возникнут возможности доначисления налоговых платежей и штрафов.

Не удивлюсь, что и в этот раз налоговая служба столкнется с «техническими» сложностями, которые вынудят отложить запуск этого онлайн-сервиса.