Управляющий партнер юридической компании «Варшавский и партнеры» (Санкт-Петербург) Владислав Варшавский:

В последние дни на просторах средств массовой информации активно обсуждается раздел имущества известных артистов разговорного жанра Елены Степаненко и Евгения Петросяна.

Казалось бы, рядовой случай, когда разводятся творческие личности. Такие разводы не единичны.

Но, судя по всему, этот развод, сопровождающийся разделом имущества, будет громким. Во-первых, сумма совместно нажитого имущества. 1,5 миллиарда рублей на двоих. Более чем достойные гонорары за свои выступления получали артисты.

Во-вторых, тот информационный шум, которым сопровождается иск, предъявленный Еленой Степаненко к артисту Петросяну. Шум этот во многом вызван тем, что истица требует взыскать с уважаемого артиста 80% от совместно нажитого имущества.

Третье, но не менее важное — кто представляет интересы «звезд» в Хамовническом районном суде города Москвы. Интересы Е. Степаненко представляет Елена Забралова, которая представляла интересы президента страны в процессе его развода с супругой, а интересы Е. Петросяна защищает Сергей Жорин.

Казалось бы, люди прожили совместно большое количество времени. Оба работали, и работали, как правило, совместно. Юристы знают, что в таких делах, как правило, суды не отходят от равенства долей супругов в совместно нажитом имуществе.

Закон допускает несколько исключительных случаев, когда суд вправе отступить от принципа равенства долей: если этого требуют интересы детей и (или) заслуживающие внимания интересы одного из супругов, в частности, в случаях, если другой супруг не получал доходов по неуважительным причинам или расходовал общее имущество супругов в ущерб интересам семьи.

Очевидно, что такие обстоятельства в данном деле отсутствуют. Совместных детей у пары нет, а уличить одного из супругов в неполучении доходов вряд ли возможно: лица обоих постоянно мелькают по телевизору. Сложно себе представить, что Евгений Ваганович расходовал общее имущество в ущерб интересам семьи. Все-таки пара смогла за время совместного проживания накопить имущества на 1,5 миллиарда рублей.

Как мне видится, шум вокруг развода «звезд» во много искусственный. Возможно даже, что этот процесс хорошо срежиссирован одним из супругов либо обоими.

Развод с разделом имущества в суде —  хороший повод для того, чтобы привлечь внимание участников судебного процесса к своим персонам.

Ведь если бы супруги хотели действительно тихо и мирно разделить нажитое имущество, они могли бы это сделать добровольно, просто сходив к нотариусу. В секрете бы остался и факт обращения к нотариусу, и сумма подлежащих разделу активов. Юристы, ведущие дело пары, наверняка объяснили своим доверителя шансы на тот или иной исход дела.

Поведение Е. Степаненко может быть объяснено и еще одной причиной. Нельзя исключать, что супруги вели переговоры о разделе совместно нажитого имущества, однако не пришли к какому-то приемлемому решению. Возможно, что большая часть имущества оформлена на Е. Петросяна. И вот для того, чтобы как-то понудить вторую сторону к скорейшему разрешению имущественного вопроса, и был предъявлен иск в суд, а требование о присуждении 80% совместно нажитых активов сформулировано по хорошо известному правилу: «Проси больше – получишь меньше».

В любом случае данная история может иметь неприятное для обоих артистов продолжение. Налоговая служба может ведь не полениться и поинтересоваться у артистов, из каких источников получены такие доходы, а самое главное – уплачены ли налоги.

Уверен, что продолжение этой истории не заставит себя долго ждать.