Адвокат Юлия Вербицкая (Линник):

СМИ пишут, что Министерство спорта Российской Федерации подумывает о том, чтобы ужесточить наказание за допинг – в частности, прорабатывается идея изымать у попавшихся доходы и имущество, заработанные спортсменами.

Идея Минспорта России о применении к спортсменам новых санкций, связанных с ужесточением наказания, не нова. Ранее эти предложения уже звучали в Госдуме (неоднократно) и подвергались вполне обоснованной критике.

В настоящее время обсуждаются следующие меры ответственности: 

–  изъятие у применивших допинг спортсменов доходов и имущества, полученных в результате спортивных соревнований;

–  причастных к допингу тренеров и врачей немедленно увольнять с работы и требовать от них компенсации;

– ограничить или прекратить выделение денег региональным спортивным организациям, нарушающим допинговые правила;

–  а кроме того – стимулировать сообщивших властям о нарушениях с допингом, в том числе защитой от «неправомерного увольнения».

Автором этих предложений выступает Минспорт РФ и, как ни странно, довольно авторитетное учреждение – Институт законодательства и сравнительного правоведения. Абсолютно понятно, что после ряда громких международных скандалов, связанных с применением допинга, официальная реакция должностных лиц российского спорта подразумевалась и должна была последовать. Однако, по предварительным оценкам, маловероятно, что предлагаемые меры улучшат ситуацию в сфере применения допинга, а вот ухудшат ее – почти наверняка.

В настоящее время в России уже существует законодательная база, регулирующая нарушения в сфере применения спортсменами запрещенных средств и предусматривающая меры ответственности.

В соответствии со ст. 26 профильного закона «О физической культуре и спорте в РФ» дается определение допинга как «субстанции и/или метода, включенных в перечни субстанций и/или методов, запрещенных для использования в спорте».

При этом существуют не только «перечни субстанций», но Общероссийские и международные антидопинговые правила, которые, помимо всего прочего, устанавливают ответственность спортсменов, тренеров, врачей, а также антидопинговых организаций и иных лиц, включая должностных лиц.

Существующая и принятая всеми полномочными органами (Общероссийские антидопинговые правила, Всемирный антидопинговый кодекс и пр.) система уже предусматривает следующие виды ответственности:

– автоматическое аннулирование результатов спортсмена, включая изъятие всех медалей, очков и призов в данном виде соревнований;

– спортивная дисквалификация на два года (при первичном нарушении);

– спортивная дисквалификация на срок от четырех лет до пожизненной (при повторном или серьезном по квалификации нарушении).

Кроме того, ответственность за нарушение антидопинговых правил установлена Кодексом об административных правонарушениях РФ и уголовным законодательством.

В частности, ст. 6.18 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение тренером или иным специалистом в области физической культуры антидопингового законодательства (использовании допинга в отношении спортсмена вне зависимости от согласия самого спортсмена) в виде дисквалификации для такого специалиста сроком от одного до трех лет. При этом меру и обоснованность взыскания определяет суд.

Кроме того, действующая редакция Уголовного кодекса РФ также предусматривает ответственность для тренеров или врачей, склоняющих спортсмена к употреблению допинга в размере штрафа 300 000 руб. 00 коп. с запретом на профессиональную деятельность сроком до 3-х лет.

В случае же, если допинг принимает спортсмен, то, в соответствии с нормами уголовного законодательства РФ, для него предусмотрена еще более серьезная мера ответственности: штраф в размере до 1 000 000 руб. 00 коп., а также ограничение свободы на срок до двух лет или лишение свободы на срок до одного года.

Вместе с тем законодательство России не предусматривает ответственность должностных лиц, практика привлечения к ответственности которых в случае возникновения допинговых скандалов сформирована и подлежит применению во всем мире, а именно: сотрудников и руководителей Олимпийского и Паралимпийского комитетов, РУСАДА, организаторов спортивных мероприятий, общероссийских спортивных федераций и чиновников Минспорта. 

Таким образом, представляется возможным заключить следующее. К российским спортсменам, правовой и экономический статус которых в России значительно ниже и защищен намного хуже, чем в странах Евросоюза и США, уже сейчас применяются одни из самых жестких форм уголовного и административного преследования: имущественные взыскания, штрафы, ограничение и лишение свободы, тогда как у действительно виновных лиц, так называемых «чиновников от спорта», создавших и поддерживающих систему, в ходе которой спортсмен вынужден и имеет возможность использовать допинг, ответственность не предусмотрена (отсутствует) в принципе.

А с учетом предложения об «изъятии у применивших допинг спортсменов доходов и имущества, полученного в результате спортивных соревнований», и так не всегда блестящее финансовое положение профессиональных спортсменов пополняется еще одним риском, к тому же крайне существенным: получением взыскания, немедленное исполнение которого невозможно, с последующим арестом имущества и ограничением передвижения спортсмена – должника за границы РФ (закон об исполнительном производстве), что для профессиональных спортсменов является недопустимым. Санкции же целесообразные – такие, как аннулирование результатов соревнований при выявлении использовании спортсменом допинга, возврат медалей, очков и призовых мест уже предусмотрены как российским, так и международным законодательством.

При этом в готовящихся поправках по-прежнему отсутствует ответственность должностных лиц «чиновников от спорта» за недостаточную организацию, бесконтрольную или недостаточно контролируемую систему антидопинга в России.  В связи с чем действительные организаторы применения системы допинга оказываются вне поля ответственности, установленной законом.

Исходя из изложенного, дополнительные меры финансовой и уголовной ответственности, применяемые к спортсменам, могут повлечь отток лучших и наиболее перспективных спортивных кадров и резервов в иные государства – в первую очередь США, некоторые государства Европы и арабские страны, тогда как ответственные за организацию процесса в России лица сохранят свои позиции и, по-видимому, продолжат дальнейшие законодательные инициативы в области спорта и физической культуры РФ. 

В завершение следует отметить, что действующим законодательством и нормативно-правовыми актами РФ уже предусмотрены штрафы и дисквалификация для причастных к допингу тренеров и врачей. В части «требования от них компенсации» – механизм определения размера компенсации и лица, в пользу которого будет обращено взыскание в комментируемом проекте до настоящего времени не раскрыт, тогда как данный вопрос является существенным.

Идеи «ограничить или прекратить выделение денег региональным спортивным организациям, нарушающим допинговые правила» также не нова, она установлена действующими Общероссийскими антидопинговыми правилами и распространяется, в том числе, на стипендию президента и иные государственные поощрения и гранты, в связи с чем ее (данную идею) весьма сложно признать инновационной.

В части же «поощрения» граждан сообщать властям о нарушениях с допингом возможно предположить лишь незначительное количество действительно подтвердившихся нарушений и огромное количество работы, связанной с поступившими от любых недовольных или праздно любопытных граждан заявлений и жалоб.