США сделает ставку на «лунные шлюзы» и многоразовые космические буксиры «Земля-Луна».

О планах освоения Луны СМИ рассказал Джеймс Брайденстайн — директор Национального управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA).

Среди первоочередных задач — создание лунных орбитальных космических станций «шлюз» и многоразовых буксиров способных доставлять на лунную орбиту астронавтов и грузы. Помочь в этом должны недавно обнаруженные на земном спутнике большие запасы замороженной воды.

Как сообщил представитель NASA, ключ к освоению Луны и Марса — это строительство «шлюзов» — небольших платформ, похожих на космические станции, которые будут находится на лунной орбите и служить в качестве причалов для транспортов. Они также станут базой для освоения лунной поверхности.

Первый шлюз будет поддерживать короткие научные миссии около 30-60 дней и будет ключевым для изучения Луны более подробно, чем когда-либо прежде. Вторая лунная станция в будущем может быть использована для переброски космонавтов на Марс.

Модули лунной орбитальной платформы-шлюза, ранее известной как Deep Space Gateway, будут готовы в 2025 г. Их строительство начнется в 2022 году. Как сообщает NASA, подобно Международной космической станции, Gateway эта будет открыта для космонавтов любых стран. В том числе и членов БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка).

«Фактически, — сказал директор NASA, — мы хотим, чтобы в космосе было много людей».

Как считают в NASA, освоению Луны должна помочь вода. На прошлой неделе ученые впервые подтвердили наличие на ее полюсах больших запасов льда. Это потенциальный ценный ресурс не только для питья, но и для производства большего количества ракетного топлива, кислорода и водорода. NASA оценивает запасы воды в «сотни миллиардов тонн.

Впрочем, планы на Луну есть не только в США. Автоматическую межпланетную станцию для изучения Луны «Чанъэ-4» (Chang’e-4) уже готовит к запуску Китай.

Старт «Чанъэ-4», состоящей из стационарной лунной станции и лунохода, и первая в истории мягкая посадка на обратной стороне Луны должны состоятся уже в этом году. На борту космического аппарата будет находиться, в частности, и первая в мире лунная мини-биосфера.

После посадки специальное устройство внутри контейнера начнет фокусировать естественный свет на рассаду, вызывая фотосинтез. Растения будут выделять кислород, питая шелкопрядов, которые, в свою очередь, выдыхая углекислый газ и оставляя отходы, накормят растения. В первую очередь на обратной стороне Луны китайские ученые планируют выращивать картошку.