Самый ранний наскальный рисунок, сделанный человеком разумным, найден в южноафриканской пещере. Исследователи полагают, что этому фрагменту картины около 73 000 лет, но недоумевают относительно её предназначения.

Археологи обнаружили каменный фрагмент древнего рисунка в пещере Бломбос (Blombos) в Южной Африке. Потребовалось почти семь лет, чтобы определить, что рисунок сделан охристым «карандашом» примерно 73 000 лет назад.

Изучив находку, ученые исключили случайность их происхождения и пришли к выводу, что маркировка была сделана специально. Поскольку шесть тонких линий, пересекаемых тремя дополнительными линиями, внезапно заканчиваются на краю камня, ученые считают, что они были частью более крупного доисторического «полотна».

Микроскопическое исследование и экспериментальное воспроизведение конструкции показали, что некоторые из узких линий на камне были сделаны одиночными ударами твердого и острого охристого зубила. В некоторые линии охра была втерта уже после их высечения.

Он старше предыдущих рисунков, обнаруженных в Африке, Европе и Юго-Восточной Азии не менее чем на 30 000 лет. До этого открытия палеолитические археологи были убеждены, что наскальные символы впервые появились, когда Homo sapiens пришли в Европу около 40 000 лет назад, и сменили местных неандертальцев.

Считается, что символические изображения старше 40 000 лет, найденные в Европе, были сделаны именно неандертальцами. Новая находка ставит под сомнение эту гипотезу. Раскопки в пещере Бломбос идут с 1991 года. Она содержит артефакты возрастом от 100 000 до 70 000 лет, которые относятся к периоду среднего каменного века (средний палеолит). Кроме того, здесь найдены и орудия труда позднего каменного века (верхний палеолит).

Археологический слой, в котором был найден рисунок Бломбоса, также дал и другие индикаторы «символического мышления» — в том числе ракушки, покрытые охрой и куски охры, покрытые абстрактными узорами.

По мнению ученых, артефакты подтверждает гипотезу о символическом характере знаков бывших неотъемлем аспектом жизни современного африканских Homo sapiens в каменном веке. Однако ученые по-прежнему не знают какое значение имели эти символы для наших предков. Исследование опубликовано в журнале Nature.