В Красногвардейском районном суде был оглашен приговор по уголовному делу бывшего депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Светланы Нестеровой. Она признана виновной в получении взяток от двух социально ориентированных некоммерческих организаций. Ей назначено наказание в виде 5 лет лишения свободы и штрафа в 6,1 млн рублей.

Политолог, директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников:
Мы видим большое количество антикоррупционных дел в разных регионах и по отношению к представителям разных ветвей власти.
В эти пять лет количество уголовных дел значительно больше, чем за прошлую пятилетку, а в неё больше, чем за позапрошлую. И это характерно для всех регионов. Антикоррупционная волна идет по всей стране, и Петербург здесь не исключение.
То, что она коснулась депутатов Законодательного Собрания (ранее, как известно, был осужден Вячеслав Нотяг), говорит, прежде всего, о том, что депутаты также находятся под пристальным вниманием правоохранительных органов, поскольку у народных избранников так же, как и представителей исполнительной власти, есть простор для коррупционного маневра. Надо сказать, что обвинения, по которым осуждены Нотяг и Нестерова, несколько различны. У Нотяга – получение взятки и вымогательство у коммерческой фирмы.
Деньги, как доказало следствие он брал, но тут есть и подобие оправдания. Деньги могли идти на консультационные услуги, и оплату реализации проектов других юридических и физических лиц, где депутат был просто передаточным звеном. Во многом это и есть политическая деятельность…
У Нестеровой речь идет о неаккуратном обращении уже с бюджетными деньгами. В Петербурге, как известно, каждый депутат может практически самостоятельно и очень свободно распоряжаться частью бюджета в рамках так называемой бюджетной поправки депутата. Это достаточно большие деньги, которые обычно идут на помощь ветеранам, организацию праздников, работу общественных организаций и проч. А дальше вопрос о грамотной организации финансовой дисциплины. Иногда реализация проектов может потребовать использования и наличных денег. И тогда бюджетные средства проводятся через ряд юрлиц, боле или менее организованно. В итоге депутат может ими пользоваться по своему усмотрению: захочет – поощрит своих сотрудников, захочет – поможет избирателям, но может и просто потратить их на удовольствия.
Вопрос грамотного бухгалтерского оформления и соблюдения финансовой правовой базы. У кого-то это заметнее, у кто-то более грамотно организовано. Это немного похоже на правила дорожного движения – нарушают многие, но ловят только тех, кто совсем уж неаккуратен.
Понятно, что это чудовищный анахронизм. Никто не мешает депутатам делать что-то важное и полезное для жителей при формировании бюджета города в рамках уже имеющихся полномочий. Собственно распределение всех общих денег города – нашего бюджет, собранного через налоги, и есть основная функция представителей жителей города – депутатов. Для этого распределения мы их и избираем. Наделяя своим доверием. Всех денег, а не отдельных поправок. Но формированием бюджета Санкт-Петербурга депутаты занимаются по остаточному принципу, обращая внимание, прежде всего, на выделенные для них персонально маленькие частички. В итоге получается, что поправка эта, по сути, провокация, искушение для депутатов, и не все перед этим искушением могут, как видим, устоять.
Логично было бы эту поправку отменить. Но поскольку для большинства заседающих сегодня в Законодательном собрании она удобна, делать этого ни ко не будет. Для депутатов это легальная возможность поддержать своих активистов, помощников, ядерный электорат. Не хочется говорить слово «покупка», но не без того.
Ликвидация этой злополучной поправки могла бы произойти, если бы какая-то партия, поставила прекращение действия этого потенциально коррупционноёмкого инструмента отдельным и значимым пунктом своей предвыборной программы, а потом, вдруг, выборы выиграла и стала бы выполнять свои предвыборные обещания!
Но такое пока трудно себе это представить…