Петербургские ученые вместе с иностранными коллегами обнаружили взаимосвязь между содержимым человеческого кишечника и различными заболеваниями, в том числе раковыми.

Не секрет, что различные заболевания так или иначе связаны с тем, что происходит в человеческом кишечнике. Это и болезни желудочно-кишечного тракта, и ожирение, и сердечно-сосудистые заболевания, и даже аутизм с рассеянным склерозом.

Давно известно, что при лечении многих таких заболеваний необходимо внедрить в человеческий кишечник какие-либо определенные виды бактерий. Другими словами – менять микробиом, сообщество бактерий в кишечнике.

Несмотря на такое большое количество информации о содержимом кишечника и данных о его работе, ученым до сих пор не ясна причинно-следственная связь – это все обусловлено генами человека или же именно микробиомом.

Восполнить этот пробел задумали ученые из Петербурга вместе с западными коллегами. Для своей научной работы они взяли сведения о полутора тысячах людей, проживающих в Голландии.

Каждый из респондентов участвовал ранее в проекте LifeLines DEEP и передал исследователям сведения о своей крови (уровень белков в сыворотке крови), микробиоме, экспрессии генов, а также образе жизни, диете и принимаемых лекарствах.

«Исследователям удалось обнаружить, что уровни 41 белка из списка связаны именно с микробными факторами, на 73 вида белков оказывает воздействие генетика человека, также есть 31 белок, уровень которых зависит как от генома, так и от микробиома», — сообщили в СПбГУ.

В случае с одним из белков специалистам удалось проследить причинно-следственную связь.  «Это эпителиальный белок Ep-CAM — он является биомаркером и играет важную роль в диагностике раковых заболеваний, но не только их», — рассказала  Дарья Жернакова, научный сотрудник Центра геномной биоинформатики имени Добржанского СПбГУ.

Оказалось, что этот различия в этом белке всего на 7 процентов зависят от генов человека, но на 26 процентов – от микробиома.

«Эта информация пригодится медикам, потому что изменения в гене FUT2 ассоциированы с группой воспалительных заболеваний кишечника, куда входят, к примеру, болезнь Крона и язвенный колит», — резюмировали в СПбГУ.