В европейской политике появился крайне необычный прецедент: деятель, сделавший карьеру в одной стране, участвует в выборах в другой. Речь идет о Мануэле Вальсе, ранее занимавшем пост премьер-министра Франции (2014-2016), а теперь пытающем счастья на муниципальных выборах в Барселоне, которые состоятся в мае 2019 года. Как такое возможно, разъясняет эксперт Российского Совета по международным делам (РСМД), аспирант СПбГУ Алексей Чихачев:

При всей экзотичности ситуации у Вальса имеются вполне рациональные обоснования для переезда и даже весьма ограниченные, но перспективы на новом месте.

Выдвижение Вальса в Барселоне оказалось реальным по двум причинам. Во-первых, его активная политическая карьера во Франции уже по большому счету завершилась. В 2017 г. он пытался участвовать в президентской гонке, но быстро выбыл из нее после поражения на праймериз Социалистической партии. Как следствие, экс-премьер был вынужден присоединиться к общему хору сторонников Эммануэля Макрона (своего бывшего подчиненного по правительству) и довольствоваться «всего лишь» местом рядового депутата французского парламента без видимых перспектив участия в новом кабинете министров. Законодательная работа особого энтузиазма у него не вызвала: посещал заседания далеко не всегда, а выступал и вовсе считанное количество раз. Одним словом, ради перезапуска карьеры в другой стране терять во Франции Вальсу было практически нечего.

Во-вторых, перенос его политической активности в столицу Каталонии был возможен юридически.

Дело в том, что в европейском праве еще с Маастрихтского договора 1992 г. существует понятие «европейского гражданства». Под ним, в частности, подразумевается, что любой гражданин страны-члена Европейского союза имеет право быть избранным на территории другой страны ЕС, в которой он де-факто проживает. В национальных законодательствах эта норма уточняется: например, во Франции так можно занять только самые низкие должности в местных органах власти. Но в испанском избирательном праве особых ограничений на этот счет не содержится, поэтому Вальс, еще и родившийся в Барселоне, с полным правом может вернуться в родной город и бороться там за пост мэра, даже прожив большую часть сознательной жизни по другую сторону Пиренеев.

Следует заметить, что подобный шаг бывшего премьер-министра не встретил полного одобрения ни во Франции, ни в Каталонии. С одной стороны, макроновская партия «Вперед, Республика!» проводила Вальса, сдавшего 2 октября депутатский мандат, стоячей овацией в парламенте за работу на благо страны в предыдущие годы. С другой стороны, крайне левый политик Жан-Люк Меланшон, с чьей идеологической союзницей Адой Колау (нынешним мэром Барселоны) в основном и будет соперничать Вальс, пожелал тому всяческих неудач на новом поприще.

Как установила социологическая компания YouGov в конце сентября, лишь 21% французских респондентов посчитали «легитимным» переезд экс-премьера за границу. В самой Барселоне стартовые позиции были даже хуже, поскольку по первому опросу (правда, проведенному еще в июле и по заказу мэрии) за Вальса были готовы проголосовать всего 5,2% избирателей. Главный недостаток его кандидатуры лежит на поверхности: многими жителями Барселоны Вальс воспринимается как «чужой» человек, совершенно не знающий нужды города. Наоборот, во Франции среди недоброжелателей о нем останется память как о деятеле, бросившем свой депутатский округ на произвол судьбы ради туманных перспектив за границей.

На что же в таком случае может рассчитывать новоиспеченный каталонский политик? Прежде всего, на влияние центристской партии «Граждане», уже заявившей о своей поддержке Вальса. Следует напомнить, что именно эта организация заняла формальное первое место на каталонских выборах 2017 г. (25,4%), да и на национальном уровне уже не один год весьма заметна. «Граждане» выступают против возможного отделения Каталонии от Испании: Вальс наверняка попробует развить эту тему и объединить под общими знаменами всех сторонников территориальной целостности королевства. В качестве одного из центральных лозунгов кампании уже выбран тезис «Барселона – европейская столица»; делается ставка на идентичность глобального, открытого миру города, а не изолированного центра «мятежной республики».

В ответ на упреки оппонентов в незнании местной жизни Вальс будет подчеркивать свои каталонские корни (в конце октября выходит его программная книга с показательным названием «Барселона – я возвращаюсь домой») и одновременно – разыгрывать карту «нового лица», способного беспристрастно решить городские проблемы. Наконец, Вальса всегда, кроме провального 2017 г., отличало умение выстроить мощные пиар-кампании. Не случайно именно он отвечал в избирательном штабе Франсуа Олланда за массовые коммуникации (итог – победа в 2012 г. в президентской гонке) и еще долгое время не терял популярность как министр внутренних дел и премьер-министр.

Даже если у французского гостя не получится сходу стать мэром Барселоны – все-таки такой сценарий пока выглядит слишком маловероятным, – он определенно способен выступить на этих выборах ярко. Шанс Вальса кроется в том, что каталонской (и испанской в целом) политике ныне свойственен крайне хрупкий баланс политических сил. Следовательно, может оказаться достаточным такой результат, который вынудит другие партии пойти на совместную коалицию, – и вот кандидат, в которого никто не верил, окажется если не в мэрском кресле, то по крайней мере где-то рядом с ним.

Думается, что за успехами Вальса кое-кто продолжит внимательно следить и во Франции, – а именно, президент Макрон, для которого победа бывшего шефа в Барселоне может стать важным козырем в борьбе за укрепление ЕС и общеевропейских ценностей.