Министерство экономического развития РФ предложило позволить собственникам бизнеса выплачивать задолженность предприятий уже после их ликвидации. Что сей сон означает, разъясняет бухгалтер Берта Левашова:

Первый вопрос: «А у предпринимателей спросили, нужно им это или нет?» Поможет ли это бизнесменам, учитывая последние тенденции отношения правительства к предпринимательской деятельности? Это кажется злой насмешкой над теми, кто сейчас занимается бизнесом. Вспомните хотя бы, раз мы уже заговорили про долги, недавний в общем-то закон 266-ФЗ о субсидиарной ответственности. Закон этот стал ударом для директоров и главбухов компаний, потому что в нем, по сути, отменена презумпция невиновности, и под удар теперь может попасть каждый.

Нам говорят, что наша экономика растет, что с ней все хорошо, что мы живем во времена экономического роста, что кризис закончился, импортозамещение проходит успешно, инфляция является самой низкой за все годы наблюдения и т.д. И одновременно с этим в Письме ФНС России №СА-4-18/16148@ от 16.08.2017 года, которое посвящено как раз закону №266-ФЗ, говорится о том, что налоговики совершенно спокойно после 1 сентября 2017 г. могут обратиться в арбитражный суд с требованием возложить субсидиарную ответственность на бухгалтера, на директора или учредителя, или на наших «соседей», в зависимости от того, куда мы вывели активы. Проблема в том, что все правила №266-ФЗ, по мотивам которого написано это письмо и который вступил в силу только с 1 сентября 2017 года, будут применяться «назад».

Кстати, это относится и к предыдущим письмам ФНС России, и №163-ФЗ. То, что на протяжении последних трех с половиной лет было абсолютно законным и безопасным, теперь стало незаконным и опасным. Вроде бы законы не должны иметь обратной силы, а оказывается, что они могут действовать «назад», если налоговики кое-что инициируют против бизнесмена после 1 сентября 2017. Правду говорят: Россия — страна возможностей. Любая оптимизация налогов, даже если она была законной, а тем более если она была не очень законной, грозит теперь нам лично, а также нашему бухгалтеру, финансовому директору, учредителям и т.д. Я всегда выступала и выступаю за легальные методы работы. Я говорю, что законная оптимизация налогов — это наше право.

А теперь я советую бизнесменам, дабы не стать заложниками нашего законодательства и чтобы не пришлось ждать разрешения выплачивать долги после ликвидации, сделать так, чтобы к вам не пришли. Стать для налоговиков незаметным настолько, насколько это возможно. Ну и сделать для себя всеми возможными способами пресловутую «подушку безопасности» и, конечно же, по возможности заняться безопасностью всех своих активов.