Судебных приставов могут освободить от части работы за счет тех, кто ждет возвращения долгов. Взыскателей отправят выбивать долги самостоятельно, если сумма не превышает 100 тыс. рублей. Коллекторы и ТСЖ уже недовольны перспективами потерять следы должников и разыскивать их без полномочий, которые есть и приставов.

В Госдуме РФ собираются повысить порог взыскания задолженности с физлиц в упрощенном порядке — с 25 тыс. до 100 тыс. рублей. То есть добивающийся возвращения своих денег человек должен будет сам отнести исполнительный лист работодателю должника, исключив из этой цепочки пристава. 

Поправка в статью 9 Федерального закона «Об исполнительном производстве» по мнению авторов должна освободить приставов от «неоправданных трудозатрат» и ускорить процесс получения денег взыскателями. 

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, сейчас на столах у приставов находятся 4,5 млн. исполнительных производств с суммами взыскания от 25 тыс. руб. до 100 тыс. руб. 

«Учитывая то, что постановления об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника составляют значительную часть процессуальных документов, выносимых и направляемых судебными приставами-исполнителями, трудозатраты по указанной категории исполнительных производств с размером взыскиваемой суммы менее ста тысяч рублей представляются неоправданными», — уверены авторы поправки.

Они предлагают взыскателям самим идти с исполнительным листом к работодателям должника, в его вузы, выплачивающие стипендию, или в ПФР. Главная цель — сэкономить бюджетные средства и освободить рабочее время приставов, не скрывают в правительстве РФ — именно оно инициировало принятие поправки.

Но вот коллекторы и представители ТСЖ, которые занимаются возвращением долгов, от идеи правительства, которую вскоре рассмотрят в Госдуме, не в восторге. Есть нюансы, объясняют в Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств. Коллекторы не в силах отследить смену работы и перемещения должника.

Как отмечает директор НАПКА Борис Воронин, законопроект не только снизит нагрузку с приставов, но и облегчит работу коллекторам. Однако для его реализации было бы неплохо обеспечить доступ лицензированных взыскателей к информации о месте работы должника, так как он нередко меняет работу или переезжает в другой регион страны. 

Сейчас, как отметил Борис Воронин в комментарии «Мойке78», эта информация доступна приставам. Еще одна сложность для взыскателей, которые пойдут к работодателю должника вместо пристава, это «зарплата в конверте», когда доходы скрываются от налогообложения и отчислений в ПФР.

«У приставов больше полномочий, чем у ТСЖ, разыскивать должника, выяснять, где он работает. У нас как правило нет такой информации. С совсем мелкими долгами — меньше 25 тыс. — мало кто обращается в суд. Понятно, что задача — разгрузить приставов. Но у ТСЖ очень ограниченные возможности в розыске должника, выяснении места его работы. Приставы могут ограничить выезд, наложить арест на машину. Как это будет делать ТСЖ, я представляю себе с трудом», — рассказала «Мойке78» исполнительный директор Ассоциации ТСЖ и ЖСК Евгения Юнисова.

Законопроект может быть рассмотрен уже 25 октября. Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции уже рекомендовал принять его в первом чтении. Если поправка будет принята, матери, выбившие алименты через суд, коллекторы и работники ТСЖ будут сами обивать пороги офисов, в которых прячутся от взысканий их должники.