25 октября Государственная Дума рассмотрела в первом чтении пакет законопроектов о введении в России налога на профессиональный доход. Ранее глава думского комитета по бюджету Андрей Макаров заявил, что Госдума может ввести штрафы для самозанятых граждан, которые получают доход от профессиональной деятельности, но не зарегистрировались и не платят налоги. О том, как к этому относиться — адвокат Илья Рейзер:

Лев Николаевич Толстой во время Крымской войны написал знаменитую «Песню про сражение на реке Чёрной 4 августа 1855 года», тут же разобранную солдатами на цитаты. В частности, из строк этого произведения взята фраза, ставшая народной пословицей: «Чисто писано в бумаге, да забыли про овраги, как по ним ходить». В данном случае, после заявления председателя думского комитета по бюджету Андрея Макарова о том, что самозанятых граждан, которые не встанут на учет и не будут платить налоги, ждут штрафы в размере 20% от всего дохода в первый раз и 100% дохода, если ситуация повторится, как никогда уместно вспомнить классику.

Подобный подход в целом не нов. Последние новости недвусмысленно дают понять, что государство стремится к тотальному контролю за доходами граждан. Несколько месяцев назад, помнится, была примечательная инициатива о том, чтобы банки выдавали ФНС всю информацию по счетам физических лиц в непрерывном режиме. Так фискальный орган хотел бороться с незаконным предпринимательством – отслеживая поступления на счет гражданина, выявляя закономерности и подтверждая подозрения в ходе проверки. В обществе появились серьезные разговоры о том, что пора массово переходить на наличную оплату. Всё в рамках классической модели вызова и ответа – власть формирует вызов, общество немедленно вырабатывает ответ.

Также нельзя не отметить, что, как верно говорят многие коллеги, в данном случае норма о штрафах фактически нарушает основополагающие начала налогового законодательства. Напомню, что в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в частности, указано: «Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев» (часть вторая). Что это, если не дискриминация по социальному критерию? Мы выносим самозанятых граждан в абсолютно иную категорию и применяем к ним особые, намного более жесткие правила. 100% от полученного дохода – это поистине драконовская мера! Также часть третья той же статьи НК РФ указывает: «Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав». А ведь право на свободный труд установлено Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Статья 37 прямо указывает: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Получается явное противоречие, которое говорит о том, что при создании и рассмотрении законопроекта не провели глубокого, систематического анализа уже существующих правовых норм, не провели должную оценку регулирующего воздействия, как это официально называется.

Приходится с глубоким сожалением констатировать, что в своих инициативах и законах власть всё больше отрывается от реальной жизни простых людей – временами не желая принимать во внимание всю многогранность их нужд и запросов, временами просто их не видя. На бумаге всегда выходит гладко – придумали и ввели новые нормы, а вот с обеспечением их выполнения возникают серьезные проблемы. Когда власть формирует неадекватный ситуации социальный запрос, общество вынуждено отвечать на него соответствующим образом. Поэтому подобные инициативы скорее спровоцируют дальнейший уход в тень – люди откажутся от безналичной оплаты, чтобы их не отследили, найдут новые лазейки в законе, придумают новые пути укрывания своего дохода от государства, которое грозит забрать у них всё.