Огромное облако протяжённостью 1500 км обнаружено над 20-километровым марсианским вулканом Арсиа Монс.

Ученые полагают, что это не результат вулканической активностью, а почти классическое облако – насыщенные замёрзшей влагой воздушные массы. Возникновение облака, обусловленное влиянием подветренного наклона вулкана на воздушный поток. Это то, что ученые называют орографическим подъемом. Но его масштабы впечатляют.

«Внешний вид облака меняется в течение всего марсианского дня, увеличиваясь в длину во время утреннего восхождения на вулкан, почти параллельно экватору, и достигает такого внушительного размера, что делают его видимым даже для телескопов на Земле», — сообщили сотрудники Европейское космическое агентство (ESA).

По их словам, автоматическая межпланетная станция Европейского космического агентства ESA Mars Express наблюдает за развитием шторма начиная с 13 сентября. И пока облачный шлейф только растет.

Ученые ESA считают, что процесс образования облаков это вероятно последствия гиганской пылевой бури накрывшей всю планету этим летом. Начавшаяся в конце мая уже к июлю она полностью накрыла Марс и изолировала его поверхность от солнечных лучей.  Но громадное облако не единственное последствие марсианского шторма.

В результате бури Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA) потеряло марсоход Opportunity. В начале июня он впал в спячку. До конца прошлой недели ученые пытались его разбудить и выйти с ним на связь. Но безуспешно. За пять месяцев он таки не подал признаков жизни.

В итоге NASA прекратило попытки связаться с аппаратом. Сегодня на Марсе также работает марсоход Curiosity, который, в частности, ищет органические вещества и воду. Curiosity в отличие от Opportunity работает не на солнечной, а на атомной энергии.

По данным космических аппаратов, которые контролировали Марс с орбиты в течение последних 20 лет, на планете были зафиксированы две пылевые бури, выросшие до планетарного масштаба. Они случились в 2001 и 2007 годах. В течении последних 10 лет, до появления планов колонизации планеты, на Марсе было относительно спокойно.