Tesla за последние годы приучила инвесторов к убыткам в отчетности и росту долговых обязательств. Тем неожиданней для многих стали результаты 3 2018 г.,  который впервые с 2016 г. завершен с прибылью. С момента IPO в 2010 году было всего 3 таких квартала, но результаты текущего являются рекордными. Означает ли это, что худшее для компании позади, или мы имеем дело с исключением из общей тенденции? Отвечает аналитик отдела продаж ИФК Солид, Вадим Кравчук:

Акции Tesla традиционно характеризуются высоким интересом со стороны общественности. В первую очередь потому, что компания производит действительно уникальный и инновационный продукт. Активно способствует пиару одиозная личность главы компании – Илон Маск, активность которого в медиапространстве скорее вредит простым инвесторам, так как влечет высокую волатильность на рынке. Чего стоит одно разбирательство с SEC, в ходе которого бумаги Tesla за один день 28 сентября потеряли 15% и так же быстро вернулись обратно. В этом отношении уход Маска с поста председателя правления является положительным для компании, хоть он и сохранит пост генерального директора.

Прибыль Tesla в третьем квартале 2018 года составила $312 млн, но за 9 месяцев с начала года зафиксирован убыток в $1,1 млрд, то есть прибыли по итогам года в любом случае не будет. Илон Маск еще в апреле обещал инвесторам, что последний квартал года также будет прибыльным. Добиться этого компании удастся за счет увеличения производственных мощностей, которых не хватает. Ситуация для современных реалий уникальная — Model 3 принесла рекордную выручку среди всех автомобилей, но длинная очередь из желающих купить только увеличивается. 96% покупателей рекомендуют электрокар знакомым.

Тем не менее, на наш взгляд, показатели третьего квартала скорее временное явление, а не перелом долгосрочного тренда. До тех пор, пока производство локализовано в США, издержки будут оставаться довольно высокими. Чтобы зарабатывать, компания должна будет увеличивать средний чек, на что уже был сделан упор. Выход в плюс обеспечили продажи автомобилей с дорогими дополнительными опциями – системой автопилота и полного привода AWD. Но пока этого недостаточно.

Строительство завода по производству в Китае, а затем и в Европе (согласно текущим планам Tesla) потребует серьезных затрат. С другой стороны, уменьшатся расходы на обновление модельного ряда и разработки, так как основные опции и так детально проработаны и уже применяются. По нашим расчетам, в 2019 году компания также не принесет прибыль по итогам года, однако значительный рост продаж остановит увеличение долговой нагрузки и позволит быстрее, чем считалось в последние годы, генерировать прибыль. Рынок электромобилей в Китае превышает американский, спрос в Европе, которая стремительно отказывается от двигателей внутреннего сгорания, также будет обеспечивать рост показателей. Однако инвесторам нужно запастись терпением, так как период больших затрат на инфраструктуру далек от завершения. Планы конкурентов по запуску электрокаров также являются риском. Если еще несколько лет назад Tesla была первопроходцем, то сейчас большинство автоконцернов имеет собственные разработки.