В 2018 году весь балетный мир празднует 200-летие со дня рождения Мариуса Петипа, знаменитого хореографа, создателя репертуара классического русского балета. Международный выставочный проект Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства «Петипа. Танцемания» охватывает все основное здание Театрального музея на площади Островского, объединяет артефакты исторических постановок главного балетмейстера Императорских театров со знаменитыми интерпретациями его балетов в XX и XXI веках. Выставка будет проходить со 2 ноября 2018 по 24 февраля 2019 года.

Выставка «Петипа. Танцемания» названа в честь балета, в котором подросток Мариус Петипа исполнил свою первую роль Мальчика из Савойи. Это был спектакль его отца, хореографа Жана-Антуана Петипа «Танцемания». Вся жизнь Мариуса Петипа была связана с танцем, а с 1847 года – с Петербургом. Здесь Петипа служил сначала танцовщиком, потом хореографом, главным балетмейстером и полноправным хозяином Императорского балета, поставив более 60 спектаклей, многие из которых представляют собой эталонные образцы академического стиля. 

Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства, расположенный в здании, где некогда находилась Дирекция Императорских театров, обладает уникальными материалами по истории балетов Мариуса Петипа. Это эскизы костюмов и декораций к его постановкам, обширная коллекция снимков фотоателье Императорских театров, подлинные сценические костюмы легендарных премьер «Баядерки» (1877), «Спящей красавицы» (1890), «Пробуждения Флоры» (1894), «Лебединого озера» (1895). В Музее также хранятся мемориальные предметы, связанные с личностью Петипа, афиши и программки первых представлений его балетов.

Несколько отдельных залов выставки посвящены шедеврам Петипа: его первому крупному успеху — спектаклю «Дочь фараона», балетам «Спящая красавица» и «Баядерка», последнему значимому сочинению «Раймонда». Впервые представлены костюмы выдающихся танцовщиков, исполнявших в балетах Петипа ведущие партии: Матильды Кшесинской, Павла Гердта, Энрико Чекетти, а также артистов XX века Ирины Колпаковой, Константина Сергеева, Габриэлы Комлевой, Рудольфа Нуреева, Николая Цискаридзе. В каждом зале демонстрируются фрагменты спектаклей разных лет, возобновления балетов Петипа хореографами XX века, реконструкции спектаклей, начатые Сергеем Вихаревым и продолженные Алексеем Ратманским, Юрием Бурлакой по сохранившимся нотациям режиссера Николая Сергеева, работавшего вместе с великим хореографом в Мариинском театре.

Особый раздел выставки посвящен ныне забытым, а в свое время весьма популярным спектаклям Петипа: «Синяя борода», «Волшебные пилюли», «Флорида», «Голубая георгина», «Ливанская красавица», «Камарго», «Сон в летнюю ночь», «Приказ короля», «Царь Кандавл». Хореография их полностью утрачена, но сохранились эскизы, афиши, немногочисленные фотографии и оригинальные театральные костюмы из гардероба Императорских театров.