Высокий суд Лондона принял решение освободить под залог £500 тыс. потратившую £16 млн в универмаге ​Harrods супругу экс-главы Международного банка Азербайджана Замиру Гаджиеву, сообщает РБК. Она стала первой иностранкой, арестованной в Великобритании по «Ордеру на проверку происхождения необъясненных ценностей и богатства». Об изменениях в морали и праве Запада — адвокат Юлия Вербицкая (Линник):

Одной из характерных особенностей постиндустриального общества является необъяснимое, с точки зрения логики, изменение системы ценностей и, как следствие, изменение самой сути (основы) правовых систем.

И вот, похоже, очередной подарок, а именно: судебный прецедент может быть преподнесен широкой публике судебной системой Великобритании: арест и, возможно, последующее судебное разбирательство в отношении жены бывшего президента Международного банка Азербайджана Замиры Гаджиевой.

Преследование г-жи Гаджиевой началось в ходе применения закона о борьбе с легализацией незаконно приобретенных средств, и именно она (Замира Гаджиева) стала первой задержанной иностранкой, обвиненной… А в чем, собственно, состоит обвинение г-жа Гаджиевой? Исходя из многочисленных британских СМИ, основной «виной» состоятельной иностранки является то, что «за последние 10 лет она потратила в лондонском универмаге Harrods почти 16 млн евро».

Проведя нехитрые арифметические подсчеты, выясняем, что в среднем г-жа Гаджиева в пресловутом универмаге тратила…  1,6 млн евро в год, или около 130 тыс. 333 евро в месяц. И, да, делала она это постоянно, последние 10 лет, по-видимому, пребывая в Великобритании исключительно на законных основаниях. Более того, возможно, госпожа Гаджиева отчитывалась в фискальные органы Великобритании о своих доходах, поскольку пункта о неуплате налогов, уклонении от уплаты налогов в Великобритании к ней, исходя из пояснения официальных источников, не заявлено.

Кроме того, что-то (опыт, безусловно, опыт) мне подсказывает, что все покупки в универмаге Harrods г-жа Гаджиева делала официально, через кассу, расплачиваясь посредством кредитных или дебетовых карт. Продавцов и владельцев бутиков к схемам, уходам от налогов, продаже без чеков и за наличные со скидкой не привлекала.

Но в любом случае особый вопрос вызывает, конечно, соучастник г-жи Гаджиевой, собственно универмаг Harrods, установивший столь высокий уровень цен, что регулярные покупки на такие значимые суммы позволили выявить настоящего злодея г-жу Гаджиеву. Ведь именно благодаря универмагу Harrods она (г-жа Гаджиева) реализовала свой преступный замысел по инвестициям в продукцию, продаваемую на территории Великобритании, в размере около 16 млн евро за последние 10 лет.

Таким образом, все страны, предоставляющие преференции в получении гражданства или вида на жительство по форме “паспорт за инвестиции”, например, как Мальта, бывшая колония Великобритании, должны обратить особое внимание на судебную практику, начало формирования которой положено в Лондоне. А британская система права, так называемое common law носит прецедентный характер, в связи с чем все принятые в Высоком суде Лондона решения становятся по сути частью закона, а Англия, вне всякого сомнения, формирует правовые «тренды», распространяющиеся на ряд стран, не исключая США.

Иными словами, если г-жа Гаджиева будет привлечена к суду и подвергнется соответствующим санкциям на территории Великобритании по тем основаниям, что она не сможет доказать источника возникновения у нее столь значимой и растраченной за последние 10 лет суммы, то на ее деле будет сформирован новый закон. В соответствии с которым фактически вне зависимости от суммы и вне зависимости от срока Великобритания может счесть рисковой и/или «токсичной» любую сделку, совершенную как резидентами, так и не резидентами на территории королевства. При этом последствия признания сделки «рисковой» пока непрозрачны, будут ли эти сделки аннулированы, обращены в доход государства, оштрафованы те, кто их совершал и пр.

Следует отметить, что подобная мера носит крайне жесткий характер, поскольку Замира Гаджиева арестована до того момента, пока на территории Великобритании докажут или не докажут ее вину. Ее супруг, бывший президент Международного банка Азербайджана, в октябре 2016 года был осужден Бакинским судом на 15 лет лишения свободы, однако его жена Замира Гаджиева осуждена не была и ее возможная экстрадиция не является последствием каких-либо преступлений, совершенных ею на территории Азербайджана. Пока, судя по последним сообщениям, предполагаемая «преступница» может быть отпущена под залог.