Смольный снова заговорил о строительстве метро до аэропорта Пулково — спустя пять лет. В 2013 году при губернаторе Георгии Полтавченко проект отвергли, формально, из-за нехватки средств, а, по сути, из-за лоббистов, жаждущих появления в Петербурге аэроэкспресса. Вопрос с железнодорожной веткой от одного из вокзалов до воздушной гавани за то время, что прежний губернатор был у власти, поднимали не менее трех раз. Откладывали из-за общей дороговизны проекта, в котором не обойтись без частных инвестиций и помощи федерального бюджета.

О варианте проложить ветку метро до Пулково стало известно 26 ноября. Речь об этом зашла в ходе совещания в Смольном под председательством вице-губернатора Игоря Албина. Встреча была посвящена транспортной доступности Пулково. Албин поручил рассмотреть возможность построить ветку метро, проложить линию для скоростного трамвая, пустить новые автобусы и аэроэкспресс.

Все варианты транспортной доступности должны быть с обоснованием подготовлены через две недели и представлены на рассмотрение врио губернатора Александра Беглова. Вопрос о метро до Пулково прозвучал в Смольном впервые за долгое время. Этот вариант, как один из самых дешевых для пассажиров, рассматривали только в 2013 году. За время губернаторства Георгия Полтавченко также изучали вопрос связи города с воздушной гаванью скоростным трамваем от станции метро «Купчино» и при помощи выделенной линии по Московскому проспекту и Пулковскому шоссе для автобусов. Но всерьез проекты не рассматривали, воспринимая их в качестве допустимых альтернатив.

На каком из проектов транспортной связи аэропорта с городом остановятся сейчас, покажет время. В случае, если Смольный выберет все-таки метро, то городу придется решать вопрос со строительством аэроэкспресса, документальная работа над которым началась летом 2018 года — при губернаторе Георгии Полтавченко.

Напомним, что на ПМЭФ-2018 Смольный подписал соглашение о строительстве аэроэкспресса. Железнодорожную ветку предполагается проложить от Витебского вокзала. Подпись под соглашением поставили Георгий Полтавченко и генеральный директор ООО «Аэроэкспресс» Алексей Криворучко.

В конце июля этого года Смольный даже объявил конкурс, касающийся заключения концессионного соглашения по прокладке железнодорожной линии аэроэкспресса. Победителя должны объявить в марте 2019 года. Стоимость проекта согласно конкурсной документации оценивается в 18,8 млрд рублей. При этом почти 9 млрд рублей из них — это частные инвестиции.

Подписание документа об аэроэкспрессе и объявление конкурса на заключение концессионного соглашения стали третьим подходом к штанге. В 2015 году Полтавченко в интервью федеральным информационным агентствам заявил, что Москва при поддержке спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко выделила Петербургу кредит на 10 млрд рублей под 1,5 процента годовых. Средства должны были пойти на создание ж/д ветки до Пулково.

Губернатор тогда сказал, что денег мало — не хватает 8 млрд рублей. Тогда велись переговоры с РЖД и группой ЛСР. Смольный хотел создать блок соинвесторов. Переговоры и попытки найти недостающую сумму, видимо, закончились ничем. Летом 2016 года Полтавченко сказал, что с реализацией проекта аэроэкспресса решено повременить. Объяснив это тем, что пассажиропоток Пулково сократился, а деньги лучше пустить на покрытие дефицита бюджета города.

«Тратить сегодня деньги на запуск этого проекта, не совсем рачительно. А с учетом финансовой ситуации — глупо»,

пояснил Полтавченко.

В октябре 2017 года Смольный снова заговорил о необходимости строить аэроэкспресс. Городские власти попытались урезонить представители петербургского отделения партии «Справедливая Россия». Марина Шишкина, Надежда Тихонова и Алексей Ковалев. Справедливороссы подвергли критике стоимость проезда.

Межведомственная комиссия 13 октября 2017 года представила параметры дороги. Заявлялось, что стоимость проезда в аэроэкспрессе составит 250-350 рублей. Городская общественность тогда обратила внимание, что большинство пассажиров будет игнорировать проезд на таком поезде и не станет отказываться от поездок в автобусах, где стоимость сейчас равна тарифу проезда в наземном общественном транспорте. 

Справедливороссы также добили, что в Москве популярность аэроэкспресса оправдана. Аэропорты находится от столицы на значительном удалении. Пробок, если ехать на автобусах или такси, не избежать.

Смольный просили вернуться снова к проекту строительства ветки метро, но лоббисты строительства аэроэкспресса победили, добившись подписания соглашения на ПМЭФ. При этом через несколько месяцев после публикации конкурса на сайте госзакупок в РЖД возмутились тому, что проект строительства железнодорожной линии, которая вольется в существующую сеть компании, не согласован с ОАО. Железнодорожники просили Смольный повременить с реализацией проекта.

В 2013 году Полтавченко сказал, что создать ветку можно от станции «Проспект Ветеранов». Проект он оценил в 34 млрд рублей и назвал этот проект связи города с аэропорта лучшим. Губернатор даже отправил письмо тогдашнему министру транспорта РФ Максиму Соколову с просьбой способствовать выделению города 11 млрд рублей. Ожидалось, что линия заработает в 2018 году.

Символично, что в год планируемого по отвергнутому проекту открытия ветки метро о варианте строительства подземки до Пулково заговорили снова.