Компания «Яндекс» в среду, 5 декабря, представила свой первый смартфон «Яндекс.Телефон». В Сети новое устройство встретило бурную реакцию, а сами пользователи разошлись во мнениях, практически разделившись на два лагеря. О смартфоне рассуждает ведущий аналитик Mobile-Research Group Эльдар Муртазин:
Во-первых, смартфон очень дорогой, и в целом непонятно, чем таким занимался «Яндекс» целый год, потому что это типичный android-смартфон на платформе Android 8.1. Если углубляться в характеристики, то цена такому телефону 12-13 тыс. рублей. Откуда взялась цифра в 18 тыс. рублей, заявленная производителями, я не понимаю.
От «Яндекса» ждут многого: они не поленились судиться с Google, доказывая, что американская компания оказывает сильное давление на производителей смартфонов и не дает «Яндексу» развиваться. Даже ФАС присудил штраф Google в России, и я ожидал, что смартфон окажется совершенно другим: никаких сервисов Google, никаких их приложений. Но ничего этого не случилось, по сути, это обычный смартфон, на котором есть приложения «Яндекса». Смартфон очень дорогой, так как за 18 тыс. рублей можно купить тот же Honor 8x, а это первая «ласточка» нового поколения устройств. «Яндекс.Телефон», в свою очередь, поколение на полтора порядка ниже, а в феврале он будет отставать уже на два поколения. С точки зрения «железа» его цена не должна превышать 12-13 тыс. рублей.
Компания также выбрала неудачное время для запуска, «Яндекс», к сожалению, ничему не учится — они в реальном мире очень слабы и не хотят слышать даже критики в свой адрес. То есть они сидят, им кажется, что они такие крутые, понимают, как все устроено, но время для запуска — худшее из того, что можно было выбрать. Объясню, почему: 7 декабря начинаются продажи в магазинах, с 10 декабря массово по всей стране начинаются промо-кампании, скидки у всех производителей. Это связано с предновогодним периодом. Выводить новый продукт по максимальной цене в это время — это самоубийство. Они это сделали. Далее следует падение спроса до 15 января, когда люди попросту ничего не покупают, а в начале февраля на рынок выходят китайские смартфоны нового поколения, цена которых варьируется от 12 до 14 тыс. рублей. Такие телефоны умеют больше, они лучше и дешевле, чем «Яндекс.Телефон». По сути, у компании есть 2-2,5 месяца, чтобы продать как можно больше устройств, но высокая цена им попросту не позволит это сделать. Вывод очень простой: в феврале-марте розница скажет, что телефоны не продаются, и потребует компенсацию, а это приведет к снижению цены.
Яндекс.Телефон. Фото: phone.yandex.ru
На мой взгляд, слова разработчиков о том, что они «попросту не захотели» полностью отказываться от программ Google, являются полным враньем. У компании «Яндекс» на сегодняшний день в штате нет людей, которые умеют работать с «железом». У них нет людей, которые умеют работать с прошивками телефонов и создавать такие продукты и программы. Исходя из этого, чтобы создать такое подразделение, которое бы действительно работало, необходимо найти кого-то другого, а они хотели запуститься как можно скорее.