Госдума РФ в четверг приняла в первом чтении правительственный законопроект о совершенствовании системы технического осмотра автомобилей, направленный на борьбу с мошенничеством с диагностическими картами. Инициатива направлена на противодействие практике оформления диагностических карт без реального проведения процедуры техобслуживания (ТО). О том, насколько эта инициатива жизнеспособна и как она отразится на самих автовладельцах, рассуждает руководитель юридического бюро «Правила страхования», автоюрист Алексей Кузнецов:

По поводу фото- и видеофиксации: когда система ТО под контролем ГИБДД уже «загнивала» в последние годы, фото- и видеофиксация работала, пусть не в формате закона, а должностной инструкции. Тогда ТО покупалось за 1,5-2 тыс. рублей и условием для получения этого заветного талончика была необходимость проехать под видеокамерами. Скорее всего, с появлением нововведения мы просто вернемся к этой схеме и вместо того, чтобы выписывать диагностическую карту за тысячу рублей дистанционно, как это происходит сейчас, придется самостоятельно ехать на «место» и платить в два раза больше. По сути, законопроект только добавит автовладельцам дополнительные хлопоты.

Законопроектом предполагается возврат контроля над процессом техосмотра органам МВД. И при этом очень парадоксально, что аккредитация таких станций остается за Российским союзом автостраховщиков (РСА). По сути, РСА будет контролировать проводимые МВД техосмотры. Что касается РСА — все, что он сделал в области техосмотров, так это разрушил всю существовавшую систему, поэтому то, что контроль будет оставлен за РСА, толком ничего не изменит. Скорее всего, вся эта инициатива направлена лишь на перераспределение денежных потоков. У нас ведь еще 5 лет назад было порядка 300 страховых компаний, а после «чистки» рынка их осталось только 50, точно так же будет и с пунктами прохождения ГТО — если сейчас их условно 5 тыс., то останется одна тысяча, но под «новым» контролем.

Соответственно, вырастет и цена за услуги техосмотра, положительного для автомобилистов здесь ничего вообще не может быть. На самом деле для добропорядочных автомобилистов все эти системы прохождения техосмотра — это анахронизм, оставшийся нам от каких-то советских времен, потому что все говорят о том, что техосмотры должны проводить только официальные дилеры.

Новый законопроект, по сути, ничего не меняет, кроме стоимости услуги. То, что всю базу планируется сделать электронной, ровным счетом никак не отразится на «качестве» услуги, потому что те операторы ТО, которые создаются для онлайн-продажи диагностических карт, уже в состоянии продавать эти документы, занося данные автомобиля в электронную базу. Схема уже работает.

Авторы законопроекта также предлагают возложить все расходы на ТО на ОСАГО, но это приведет лишь к очередному стону страховщиков в преддверии поднятия тарифов о том, что «мы очень много тратим денег на поддержание системы ТО». На самом деле вряд ли удельная доля этих затрат по отношению к тем сборам, которые они имеют по ОСАГО, будет сколько-либо заметной величиной — это же сущие копейки.