Почтовый ящик отмечает сегодня свой российский день рождения. Первые ящики для корреспонденции появились в Петербурге ровно 170 лет назад. 13 декабря 1848 года ящик повесили у почтамта, а позже — на других улицах города.

В ящики прохожие опускали письма, почтальоны собирали их и отправляли на сортировку. Но послания доходили до адресатов не всегда. Всему виной ненадежная конструкция первых ящиков. 

Их сколачивали из досок, обшивали листовым железом и красили в синий цвет. Но взломать такую конструкцию не представляло большого труда. Воры, которые покушались на ящик, но «инструмента» с собой не имели, просто уносили первые почтовые емкости с собой.

Первый почтовый ящик. Фото: Центральный музей связи имени А.С. Попова

Устав развешивать новые ящики, власти решили усложнить жизнь нечистым на руку петербуржцам. Деревянные ящики были заменены на чугунные. Весил один такой ящик более 40 килограммов, поэтому унести его стало непростой задачей. К тому же такие образцы крепились к стенам зданий.

Но и на деревянных, и на металлических ящиках почти 200 лет подряд был один и тот же рисунок — белый конверт с красной сургучной печатью. Принт наносили на ящики вплоть до прихода советской власти. 

Дореволюционный ящик. Фото: Википедия

Еще одним отличительным знаком петербургских ящиков был циферблат. Он появился на них к концу 1870-х годов и должен был регламентировать работу почтальонов, забрав письма, служащий выставлял стрелки на время, когда опустошил ящик. Но позже от циферблатов было решено отказаться.

В начале XX века в Петербурге появились оранжевые ящики. Письма, которые из них доставали, отправляли в тот же день поездами. Кстати, и на поездах устанавливали ящики, чтобы бросить в них корреспонденцию можно было, пока состав стоит на станциях по пути следования.

Следующий этап метаморфоз почтовых ящиков в России произошел в 1910 году, когда конструктор П.Н. Шабаров создал железный почтовый ящик с дверцей на дне, которая открывалась механически, как только к ней приставляли другой ящик для выемки писем. Эта система в ходу до сих пор.