Рыбоперерабатывающие предприятия, которые входят в Рыбный союз, выступили с предложением снять запрет на поставки рыбы из некоторых стран мира, введенный в августе 2014 года. Инициатива обусловлена тем, что импортозамещения на отечественном рынке рыбного сырья не произошло. О том, почему российский рыбный экспортный рынок «популярнее» внутреннего и какова цена добычи морепродуктов для внутреннего пользования, рассуждает руководитель информационного агентства по рыболовству Александр Савельев:

Я понимаю Рыбный союз, поскольку они извлекали сверхдоходы из той дряни, которую они везли из-за границы, в том числе эту норвежскую аквакультурную семгу и форель. По признанию норвежских ученых, это самая токсичная еда в мире. Сейчас беспокойство Рыбного союза связано с тем, что большая часть российской рыбы, порядка 60%, выловленной в России, отправляется прямиком на экспорт. Более того, правительство и Росрыболовство предлагает еще триллион рублей потратить на стимулирование экспорта.

Возникает совершенно абсурдная ситуация: с одной стороны, мы всячески мотивируем и стимулируем экспорт, вывозим собственную рыбу, а с другой — недоумеваем, что на рыбоперерабатывающих предприятиях не хватает сырья. Тут, что называется, «либо трусы наденьте, либо крест снимите», поэтому нужно включить все имеющиеся в руках регулятора рычаги, чтобы насытить внутренний рынок собственной рыбой. В том числе необходимо обеспечить сырьем рыбоперерабатывающие предприятия. Самым эффективным способом для этого является дифференциация ставок сбора за пользование водными биоресурсами.

Это значит, что если рыба поставляется на экспорт, то необходимо выполнить план на 100%, а если на внутренний рынок, на предприятия своей страны, то, соответственно, 0%. Нужно отменить возврат НДС экспортерам, убрать все поборы в родных портах, которые строят на пути рыбаков какие-то непреодолимые административные барьеры, рычагов-то много. Нужно создать все условия для насыщения внутреннего рынка, мотивировать его. Пока вся экономическая ситуация складывается таким образом, что везти рыбу на экспорт попросту выгоднее. Во-первых, курс доллара возрос, во-вторых, мы, при вступлении в ВТО, взяли на себя обязательства обнулить ввозные и вывозные пошлины.

Механизм-то понятен: каждый таможенник, пограничник и ветеринар норовит «ошкурить». Только ветеринарные документы стоят российским рыбакам порядка 9 млрд рублей в год. Кто при такой ситуации в здравом уме повезет рыбу в родной порт? Поэтому эти недоумения и эти стоны по поводу того, что нет сырья, вполне понятны, с одной стороны, а с другой стороны, все в руках регулятора — надо включать голову, прежде всего. Рыбный бизнес из-за «регуляторного хаоса» несет убытки в 17 млрд рублей ежегодно.