Строительство метрополитена в Петербурге в данный момент находится в подвешенном состоянии: с одной стороны, мощностей «Метростроя» не хватает для продолжения работ, а с другой — полноценной альтернативы на внутреннем рынке Петербурга в данный момент попросту нет. В качестве решения проблемы врио губернатора Петербурга Александр Беглов настаивал на покупке городом у компании контрольного пакета акций для ее приватизации, а 22 января 2019 года стало известно, что власти Петербурга прекратили дальнейшее сотрудничество с ОАО «Метрострой». Потом стало известно, что Комитет по развитию транспортной инфраструктуры даст достроить ОАО «Метрострой» коричневую линию петербургского метрополитена. О том, что ждет петербургскую подземку в краткосрочной и долгосрочной перспективах, рассуждает депутат ЗакСа Петербурга Алексей Ковалев:

Я думаю, что поиск решения этой проблемы надолго не затянется и, в конце концов, «Метрострой» передаст свои акции городу тем или иным способом, и мы все-таки будем возрождать компанию как наше региональное достояние. Здесь явно прослеживается борьба за имущество и сферы контроля этой компании.

Помимо этого «Метрострой» попросту «довели» до такого состояния: здесь и неэффективный менеджмент с одной стороны, и то, что собственник нынешний больше гнался, я думаю, за легкой прибылью. Но с другой стороны, его довела до такого состояния и сама ситуация в городе, когда городские власти очень слабо занимались строительством метрополитена и оставили «Метрострой» без заказов. У компании был такой период, когда она работала в основном за границами нашего города.

С этой точки зрения в борьбу за строительство метрополитена в Петербурге могут вступить и бизнесмен Геннадий Тимченко («Стройтрансгаз»), говорят, и другие компании — они могут сегодня зайти на наш рынок и попытаться строить метро, но я думаю, что это потребует серьезной, длительной подготовительной работы, что тоже не к лучшему для нас. Надеюсь, что будет найден какой-то средний вариант: какие-то работы, которые не требуют немедленной перестройки будущих подрядчиков и налаживания работы, к которой они не привыкли, будут минимизированы и их все-таки завершит «Метрострой», как это сейчас происходит по Красносельско-Калининской линии. Там уже известно, что «Метрострой» будет осуществлять этот заказ.

С другой стороны, те работы, которые требуют немедленного завершения, но где не нужен опыт по прокладке тоннелей в наших условиях на большой глубине, могут выполняться другими подрядчиками. Что касается долгосрочной перспективы, я не вижу другого выхода, кроме как воссоздавать мощности «Метростроя», то есть мощности региональные.

Еще в прошлом году врио губернатора Петербурга Александр Беглов настаивал на том, чтобы Петербург выкупил контрольный пакет акций «Метростроя» — это город действительно показал зубы, а что в итоге произошло? Взяли и расторгли контракты. Но это уже вопрос бизнеса, в этой ситуации город действует так, как и любой бизнесмен.

Я поддерживаю усилия городских властей по установлению большего контроля за «Метростроем» и, в общем, надеюсь, что при этом не хотелось бы, чтобы ситуация сложилась так, что «чем управлять, если денег нет?» Значит, нужно повторно выделять средства на строительство, надо обеспечивать компанию заказами. Какой толк от контроля, если компания при этом ничего не получает?

Посмотрим, как будут развиваться события, потому что все это, в целом, не ускоряет процесс строительства метрополитена, прямо скажем. Не надо было приватизировать «Метрострой», вот, что самое главное, не надо было приватизировать в свое время. Дали приватизировать, там руководство, наверное, загребло себе миллиарды, а даже те небольшие деньги, которые выделялись, не думаю, что они пошли на пользу, вот, в чем вопрос.