Уголовное дело о нарушениях при подготовке Петербурга к ЧМ по футболу приступило к производству в Куйбышевском районном суде Петербурга. По версии следствия, при строительстве станции метро «Новокрестовская» руководители компании «Метрострой» и представители городского комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), предположительно, финансово мотивировали рабочих за сверхурочную работу.

Тем не менее сейчас, в ситуации, когда «Метрострой» не в состоянии выплатить зарплаты рабочим, строящим Фрунзенский радиус, городские власти предлагают компании «выплатить долги из карманов руководства», что может спровоцировать новые разбирательства. Таким образом, если раньше «Метрострой» за такие действия, предположительно совершенные ранее, уже может поплатился, то  в этот раз компания не захочет наступить на одни и те же грабли.

Рассматриваемое уголовное дело касается заключенного в 2014 году государственного контракта КРТИ, который представляла Дирекция транспортного строительства, и «Метростроем». По контракту предполагалось завершение строительства станции метрополитена «Новокрестовская» в 2015 году, а его стоимость составила 253 млн рублей.

Сроки при строительстве станции неоднократно переносились, а сам объект был введен в эксплуатацию только 26 мая 2018 года. Тем не менее, даже при таких сдвигах сроков, рабочие продолжали строительство, часто работая сверх нормы.

Для снижения «градуса напряжения» и оплаты сверхурочного труда, руководство КРТИ и «Метростроя», по мнению следствия, разработали схему, выбрав субподрядчика, как казалось, благого плана. Субподрядчиком выступила компания «Петрострой», владельцем которой в тот момент был бизнесмен Дмитрий Ильченко. Предположительно, за связь с «Петростроем» отвечал первый заместитель главы «Метростроя» Николай Казнин, который ранее попадал под следствие из-за нарушений при вывозе грунтов со строительных площадок станций метро «Беговая» и «Новокрестовская».

По данным следствия, фигуранты уголовного дела преднамеренно не исполнили договорные обязательства по договору подряда, похитив в результате не менее 7 млн рублей. По одной из версий, средства были направлены на выплату денег сотрудникам за сверхурочную работу.

В соответствии с обвинительным заключением, всего за несколько месяцев через руки функционеров прошло порядка 6 млн рублей, из них 5,5 млн были выплачены сотрудникам, а еще 500 тыс. были потрачены на закупку канцелярских принадлежностей, необходимых для работы.

Особенно интересными на фоне этих событий выглядит заявление врио губернатора Петербурга Александра Беглова, которое он сделал в четверг, 24 января. Градоначальник поговорил о ситуации с задержкой заработной платы сотрудникам «Метростроя», которые были заняты на работах по строительству Фрунзенского радиуса. В какой-то момент интервью Беглов предложил следующее: «Руководству «Метростроя», что нужно найти 15 млн рублей на зарплаты. В случае необходимости — заплатить из своего кармана«. Особенный интерес представляет именно последняя фраза — при аналогичной ситуации, из-за которой представители «Метростроя» уже находятся под следствием, вряд ли кому-то из компании придет в голову повторять такой опыт.

Отметим, что еще с начала прошлого года рабочие «Метростроя» регулярно выходят на забастовки, а саму ситуацию на свой личный контроль взял врио губернатора Петербурга Александр Беглов. Дальнейшее сотрудничество Смольного с «Метростроем» в данный момент вовсе находится в непонятном состоянии — с компанией был расторгнут контракт, а город находится в поиске нового подрядчика. Примечательно, что «Метрострой» достроит Красносельско-Калининскую линию городского метрополитена. При этом в КРТИ отметили, что если отставание от производственной программы достигнет критических пределов, то контракт расторгнут, как по Фрунзенскому радиусу и по Лахтинско-Правобережной линии.

Как рассказал «Мойке78» адвокат Илья Пакконен, в случае с предложением Беглова городское правительство и правоохранительные органы могут пойти навстречу «Метрострою» и «закрыть глаза» на выплату сотрудникам заработной платы из «кармана компании». Однако следует уточнить, что такие транзакции необходимо будет все-таки провести через бухгалтерию.

«В первую очередь это вопрос обхода налогов, а он крайне субъективный, потому что государство заинтересовано в максимальном сборе налогов и максимальном налогообложении того, что, по мнению государства, должно облагаться соответствующими видами налогов. Очень часто грань между законным налогообложением и незаконным постоянно движется. Соответственно, если схема, по мнению налоговой, лишает государство большого количества средств, может признаться незаконной»,
— отметил Пакконен.

По мнению Пакконена, начатое судебное разбирательство могло стать неким способом Смольного окончательно избавиться от «Метростроя». А что касается самой инициативы Беглова — правительство либо хочет позаботиться о рабочих, либо полностью избавиться от строительной компании.

«Смольному, видимо, нужно идти на какие-то уступки. Видимо, такое предложение Беглова власть считает допустимым, а хорошо это или плохо — это жизнь, при которой какие-то вещи являются конъюнктурными. С точки зрения стабильности системы, взаимоотношений между властью и бизнесом и правовой системы, наверное, это плохо, а с точки зрения того, что «ну как-то же надо метро строить», то тут уже надо из неких оценочных мнений исходить, ну конечно, надо строить, да, наверное, хорошо, если хоть кто-то хоть что-то готов делать, чтобы граждане сотнями не остались без зарплаты, то давайте хоть что-то делать. Но если мы исходим из принципа «давайте хоть что-то, хоть как-то»… Необходимо выстраивать систему, но когда речь идет о сотнях рабочих, это выглядит как минимум потешно»,
— подчеркнул он.

«Мойка78» решила выяснить, как будет проходить эта процедура в «Метрострое», будут ли они платить за рабочих налоги и отчисления в пенсионный фонд.  В компанию был направлен соответствующий запрос, но в данный момент какие-либо комментарии у представителей компании получить не удалось.

Как рассказали «Мойке78» в аудиторской компании ООО «Мой аудит», процедура по выплате задолженностей из частных средств не очень сложная, тем не менее, в соответствии с Гражданским кодексом РФ у руководителей «Метростроя» могут возникнуть проблемы.

«Руководителям компании в таком случае необходимо будет внести свои собственные средства на расчетный счет либо в кассу предприятия официально, по договору займа, материальной помощи, то есть как угодно. Затем он должен уже начислить заработную плату сотрудникам и выплатить на карточки»,
— сказали в аудиторской компании.

В случае с «Метростроем», когда часть счетов компании арестованы, такие выплаты могут и вовсе не дойти до рабочих либо дойти частично.

«Существует очередность платежей, с 1 по 5, в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Первое — выплаты по исполнительным актам, второе — перечисление согласно исполнительным листам выходных пособий, а третье — оплата задолженностей по налоговому сбору и выдача заработной платы сотрудникам»,
— отметили в аудиторской компании.

Таким образом, существует вероятность того, что оплата задолженностей по налоговому сбору может «съесть» большую часть выплат сотрудникам заработной платы. В связи с этим «Мойка78» обратилась к ректору Международного банковского института Марии Сиговой, которая рассказала, в каком случае средства в полном объеме смогут поступить на счета сотрудников «Метростроя».

«Решение по такому вопросу должен принимать временный управляющий компании, если она находится в стадии банкротства либо если введена процедура финансового оздоровления. Дальше уже подключаются арбитражники, если дело рассматривается в судебном порядке и решаются какие-то требования. Таким образом, если предусмотрены платежи в рамках одной очереди, что временный управляющий должен определить приоритетные выплаты»,
— отметила Сигова.